Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу n А05-5252/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-5252/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 15 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания              Савинской А.И.,

при участии от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Савченко Т.Ю. по доверенности от 28.10.2013 № 29/2013-05, от общества с ограниченной ответственностью «Кадастровое бюро» директора Чертова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2013 года по делу              № А05-5252/2013 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Кадастровое бюро» (ОГРН 1122901028051; далее – Общество, ООО «Кадастровое бюро») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее – Учреждение) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 22.03.2013 № 09/13-14683 в части несоответствия заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости требованиям Федерального закона от 24.07.2007  № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ).

   Решением суда заявленные требования удовлетворены.

          Учреждение в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что положения части 5 статьи 21 Закона № 221-ФЗ применяются ко всем случаям, когда право собственности считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То обстоятельство, что утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.09.201 № 529 форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества не содержит строки, предусматривающей указание на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения прав в соответствии с частью 5 статьи 21 Закона № 221-ФЗ, не освобождает заявителя от обязанности соблюдения федерального законодательства. Полагают, что до внесения соответствующих изменений в утвержденную форму заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости Обществу необходимо в случае подачи заявления в бумажном виде указывать на свободном месте бланка заявления норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права, а в случае подачи заявления в электронном виде через портал государственных услуг - прикладывать к заявлению электронный образ составленного в произвольной форме заявления с указанием нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права.

            ООО «Кадастровое бюро» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела,  Общество посредством заполнения формы заявления на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosreestr.ru) 11.03.2013 подало заявление № 11-6973027 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, приложив к указанному заявлению межевой план по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием земельного участка - для эксплуатации многоквартирного жилого дома.

 Ответчиком 22.03.2013 принято решение № 29/13-14683 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости по причине несоответствия заявления требованиям части 5 статьи 21 Закона  № 221-ФЗ. В решении также указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 29:15:120401:242, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

ООО «Кадастровое бюро», ссылаясь на то, что данное решение в части указания на несоответствие заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости требованиям Закона № 221-ФЗ не соответствует законодательству, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета установлен статьей 21 Закона № 221-ФЗ.

Согласно части 1 указанной статьи, при постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28.12.2009      № 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости» (далее - Приказ № 555), заявление представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя (пункт 3); межевой план земельного участка, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства представляются в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью изготовивших их кадастрового инженера (пункт 4).

На основании пункта 9 Приказа № 555 заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов по выбору заявителя, в том числе посредством отправки через официальный сайт органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru.

Пунктом 11 названного приказа установлено, что содержание заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать форме заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, утвержденной приказом Минюста России от 20.02.2008 № 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

Данный  приказ признан утратившим силу в соответствии с приказом Минюста России от 09.12.2011 № 420 «О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 34».

Форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества» (далее - Приказ № 529).

  Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлен перечень документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

  Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами статьи 27 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 27 этого  Закона, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

 В рассматриваемом случае Обществом в соответствии с вышеприведенным порядком поданы заявление и межевой план в форме электронных документов посредством отправки через официальный сайт Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosreestr.ru. Заявление о кадастровом учете оформлено в соответствии с требованиями Приказа № 529.

Указание ответчика в оспариваемом решении на несоответствие заявления требованиям части 5 статьи 21 Закона  № 221-ФЗ, которой предусмотрено, что если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости должно содержать указание на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права, противоречит части 1 статьи 21 Закона № 221-ФЗ, Приказу № 529.

Форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, утвержденная Приказом № 529, не содержит положения об указании в нем ссылки на норму федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости. Более того, согласно представленной в материалы дела распечатке скриншотов формы заявления, размещенной на сайте Учреждения, данная форма также не содержит графы или ячейки для указания нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права на объект недвижимости.

Доводы ответчика о том, что в случае подачи заявления на бумажном носителе норму федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости, заявителю необходимо указывать на свободном поле бланка, а в случае подачи заявления в электронном виде к нему следует прикладывать отдельный документ с указанием названной нормы, правомерно отклонен судом первой инстанции. Согласно части 4 статьи 21 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Закона № 221-ФЗ запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

С учетом данных обстоятельств, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав приведенные положения законодательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение ответчика в части указания на необходимость внесения в заявление ссылки на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права на объект недвижимости, не соответствует закону (статьям 16, 21 Закона                       № 221-ФЗ и Приказу № 529), и нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного Арбитражный суд Архангельской области обоснованно удовлетворил заявленные требования.

 Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2013 года по делу № А05-5252/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу -  без удовлетворения.

Председательствующий

     Т.В. Виноградова

Судьи

      О.Б. Ралько

      О.А. Тарасова

           

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу n А52-375/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также