Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу n А66-7751/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-7751/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                    Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания              Савинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» на решение  Арбитражного суда Тверской области от 31 июля                   2013 года по делу   № А66-7751/2013 (судья Белова А.Г.),

у с т а н о в и л :

 

 открытое акционерное общество «Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино» (ОГРН 1056910001785; далее – Общество, ООО «ЖКХ Редкино») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (ОГРН 1046900071635; далее - Управление) от 17.06.2013 № 129/94-2013.

   Решением суда в удовлетворении требований отказано.

   ООО «ЖКХ Редкино» в апелляционной жалобе  просит решение суда отменить.  В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения, указывая на то, что Обществом принимались меры для оформления паспортов на отходы и свидетельств о классах опасности, работники заявителя прошли профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами. Также полагает, что вменяемое ему правонарушение следует признать малозначительным.

            Стороны о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее –  АПК РФ).

  Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела, ООО «ЖКХ Редкино» выдана лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов  IV класса опасности.

На основании распоряжения от 22.04.2013 № 76 в период с 06.05.2013 по 30.05.2013 должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка Общества по адресу: Тверская область, Конаковский район, п.Редкино, ул.Парковая, д.43, по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено нарушение заявителем требований частей 2, 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а именно:            - не оформлены паспорта на 9 видов отходов третьего и четвертого классов опасности (масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, обтирочный материал, загрязненный маслами 15% и более, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - масляные и автомобильные фильтры; резиноасбестовые отходы, отходы тканей, одежда и обувь, потерявшая потребительские свойства, отходы при механической и биологической очистке сточных вод, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - воздушные автомобильные фильтры);

- на 18 видов отходов не представлены свидетельства о классе опасности (ртутные лампы, кислоту аккумуляторную серную отработанную, аккумуляторы свинцовые отработанные, масла автомобильные и гидравлические, обтирочный материал, загрязненный маслами 15% и более, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - масляные и топливные фильтры, мусор от бытовых помещений несортированный, покрышки отработанные, абразивные материалы в виде порошка и пыли, шлак сварочный, резиноасбестовые отходы, отходы тканей, одежда и обувь, потерявшая потребительские свойства, отходы при механической и биологической очистке сточных вод - иловый осадок, мусор с решёток, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - воздушные автомобильные фильтры);

- у лица, ответственного за эксплуатацию свалки ТБО, истек срок профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами.

По факту несоблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по размещению отходов  ответчиком в отношении Общества составлены  акт проверки от 30.05.2013 № 94, протокол об административном правонарушении от 04.06.2013 № 129/94-2013.

Постановлением Управления от 17.06.2013 № 129/94-2013 о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме   100 000 руб.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

  Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 3 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 Закона № 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходамидеятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из материалов дела усматривается, что Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Следовательно, заявитель является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

На основании пункта 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2.7 Порядка организации работ по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору от 15.08.2007                  № 570, документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды.

В силу пункта 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Порядок паспортизации опасных отходов и типовые формы паспортов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

Судом установлено, что в ходе хозяйственной деятельности Общества, образуются в том числе, отходы I - IV классов опасности (III класса опасности - масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, обтирочный материал, загрязненный маслами 15% и более, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - масляные и автомобильные фильтры; IV класса опасности - резиноасбестовые отходы, отходы тканей, одежда и обувь, потерявшая потребительские свойства, отходы при механической и биологической очистке сточных вод, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами - воздушные автомобильные фильтры.

При этом материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных выше норм права  соответствующие паспорта на отходы и свидетельства на классы опасности отходов для окружающей природной среды у заявителя отсутствуют.

 Также на момент проверки ООО «ЖКХ Редкино» не представлены документы, подтверждающие прохождение профессиональной подготовки лицами, допущенными к осуществлению деятельности по обращению с опасными отходами, обязанность прохождения которой определена статьей 15 Закона                 № 89-ФЗ.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований действующего законодательства.

Само по себе заключение заявителем договора на разработку экологической документации от 31.10.2012 № 31/10-01   не исключают вину ООО «ЖКХ Редкино»  в совершении административного правонарушения и  не освобождают от административной ответственности за данное правонарушение, а является лишь способом исполнения возложенных на заявителя обязанностей.

Вина Общества заключается в том, что оно не приняло своевременных мер по выполнению требований экологического законодательства.

   Незнание (неисполнение) установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не могут служить оправданием неправомерных действий (бездействий) заявителя и также не свидетельствуют об отсутствии вины.

Доказательств наличия объективных препятствий для осуществления необходимых действий подателем жалобы в материалы дела не представлено.

Таким образом, наличие состава правонарушения, предусмотренного  статьей 8.2  КоАП РФ подтверждено материалами дела.

  Существенных нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не выявлено.

  Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу n А52-362/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также