Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2013 по делу n А66-3963/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-3963/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                      Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Новый Дом» директора Турова А.В. на основании приказа от 13.01.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июня 2013 года по делу                   № А66-3963/2013 (судья Бачкина Е.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Новый Дом»                                    (ОГРН 1116952000120; далее – Общество, ООО «Новый Дом») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее – Министерство)  о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 11.03.2013 № 358409, в предоставлении земельного участка по адресу: город Тверь, проспект Октябрьский, дом 75, кадастровый номер 69:40:0200101:75 общей площадью 4369,50 кв. м в долгосрочную аренду заявителю с множественностью лиц на стороне арендатора и о возложении обязанности на Министерство принять  решение о предоставлении в аренду заявителю указанного земельного участка на 49 лет, и подготовить проект договора аренды этого земельного участка на срок 49 лет с возможностью вступления в него иных лиц на стороне арендатора и направить заявителю договор с предложением о заключении.

К участию в деле привлечено заинтересованное лицо - государственное унитарное предприятие «Тверьоблстройзаказчик» (далее –                                         ГУП «Тверьоблстройзаказчик», Предприятие).

  Решением суда требования удовлетворены.

                     Министерство в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на необходимость представления   ГУП «Тверьоблстройзаказчик» заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку находящийся на данном участке объект находится в общей долевой собственности Общества и Предприятия. Также указывает на то, что земельный участок, являющийся предметом спора, не возвращен арендодателю ГУП «Тверьоблстройзаказчик» в связи с расторжением договора аренды с Предприятием. 

           ООО «Новый Дом» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

          Ответчик о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с чем  разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее –  АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 Как видно из материалов дела,  в соответствии  с распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области  (далее - Комитет) от 17.11.2008 № 2384 о предоставлении ГУП «Тверьоблстройзаказчик» в аренду находящегося в государственной собственности Тверской области земельного участка, с кадастровым номером 69:40:0200101:75, площадью 4369,5 кв. м по адресу:  г. Тверь, проспект Октябрьский, 75, с целью строительства гостиницы квартирного типа, между Предприятием и Комитетом 17.11.2008 заключен договор аренды земельного участка № 0434-з/08 сроком по 17.10.2009.

Между ГУП «Тверьоблстройзаказчик» и ООО «Новый дом» 16.02.2011 заключен договор простого товарищества на строительство № 1, согласно которому Товарищи обязывались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства гостиницы квартирного типа общей площадью 4512,5 кв. м по адресу: г. Тверь, Октябрьский проспект. Строительство осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200101:75 площадью 0,44 га. Вкладом Предприятия явилось право аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Тверь, Октябрьский проспект, принадлежащее ему на основании договора аренды земельного участка от 17.11.2008 № 0434-з/с 8. Вкладом Общества - выполнение функций заказчика.

Также 15.03.2011 между Предприятием и Обществом заключено соглашение об определении долей ГУП «Тверьоблстройзаказчик» и                       ООО «Новый дом» в праве общей долевой собственности на незавершенное строительство гостиницы квартирного типа по Октябрьскому проспекту в                   г. Твери.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.08.2012 № 01/078/2012-504 за ООО «Новый Дом» зарегистрирована общая долевая собственность на незавершенный строительством объект недвижимости (гостиница квартирного типа), доля в праве 99171/100000, за субъектом Российской Федерации Тверская область - общая долевая собственность на тот же объект, доля в праве 829/100000, за ГУП «Тверьоблстройзаказчик» - право хозяйственного ведения на этот объект, доля в праве 829/100000.

 В связи с необходимостью представления в Департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери сведений о действии договора аренды земельного участка от 17.11.2008 № 0434-з/8 для продления разрешения на строительство объекта № RU 69320000-83, истекшего в августе 2011 года,                ГУП «Тверьоблстройзаказчик» обратилось в Комитет (Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) с просьбой продлить договор аренды по объекту.

В письме от 28.06.2012 № 8445-09 Министерство указало на возобновление срока договора аренды от 17.11.2008 № 0434-з/8 на неопределенный срок, сославшись на то, что оформления каких-либо дополнительных соглашений не требуется.

Письмом от 27.12.2012 № 20451-04  Министерство сообщило об отказе от договора аренды земельного участка от 17.11.2008 № 0434-з/8,  указав, что данный договор будет считаться прекращенным по истечении трех месяцев с даты получения Предприятием настоящего уведомления.

ГУП «Тверьоблстройзаказчик» письмом от 10.04.2013 № 386 также сообщило Министерству о расторжении данного договора аренды и просило направить акт приема-передачи спорного земельного участка и соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 17.11.2008 № 0434-з/8.

В свою очередь, ООО «Новый дом», являясь участником общей долевой собственности незавершенного строительством объекта, имея долю в праве 99171/100 000, обратилось с заявлением от 07.02.2013 к Министерству с просьбой заключить договор аренды на спорный земельный участок под указанным объектом.

Министерство письмом от 11.03.2013 № 3584-09 отказало Обществу в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200101:75 в связи с отсутствием соответствующего заявления                          ГУП «Тверьоблстройзаказчик».

Не согласившись  с отказом в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недейст­вительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и дейст­вий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправле­ния, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый не­нормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не                  соответству­ют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и за­конные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса  Российской Федерации (далее – ЗК РФ)  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность или на праве аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее – Перечень документов). 

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением тех документов, которые предусмотрены указанным Перечнем.

В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить её.

 Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В рассматриваемом случае Общество, являющееся собственником объекта недвижимости и имеющее право на аренду спорного земельного участка,  выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило ответчику пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

      Указание ответчиком в письме от 11.03.2013 № 3584-09 на необходимость представления ГУП «Тверьоблстройзаказчик» заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку находящийся на данном участке объект находится в общей долевой собственности Общества и Предприятия, противоречит действующему законодательству.

Действительно,  пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено названным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Поскольку в рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок является неделимым, а находящееся на нем строение принадлежит разным собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права пользования землей является заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

Вместе с тем как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с земельным законодательством», договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен и с одним владельцем помещения, но с учетом потенциальной возможности вступления в договор иных лиц на стороне арендатора.

  Ссылка ответчика на невозможность проведения названных действий, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок арендодателю не возвращен Предприятием в связи с расторжением договора аренды названного участка с ГУП «Тверьоблстройзаказчик»,  отклоняется судом апелляционной инстанции.  На момент поступления в суд заявления Общества договор аренды земельного участка, заключённый между Комитетом и Предприятием, уже был расторгнут, в связи с чем ГУП «Тверьоблстройзаказчик» утратило право на данный земельный участок,  существовавшее  на основании этого договора.  Таким образом, факт отсутствия подписанного сторонами договора аренды акта приёма-передачи земельного участка не является препятствием для заключения договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

С учетом данных обстоятельств, проанализировав приведенные положения законодательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении                ООО «Новый дом» в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200101:75 общей площадью 4369,50 кв. м сроком на 49 лет по изложенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июня 2013 года по делу № А66-3963/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области -  без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи

А.Ю. Докшина

О.Б. Ралько

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2013 по делу n А13-1377/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также