Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу n А52-947/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А52-947/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2013 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

при участии от Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Нестерова Б.В. по доверенности от 10.09.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 03 июля 2013 года по делу                № А52-947/2013 (судья Яковлев А.Э.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Великолукский молочный комбинат» (далее - ЗАО «Великолукский молочный комбинат», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (далее - управление) о признании незаконными действий (бездействий) управления, выразившихся в неперечислении субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам от 20.12.2010 № 8630-1-153010, от 23.03.2011 № 8630-1-109311, от 19.07.2011 № 8630-1-126711 в сумме 827 059 руб. 16 коп. и о возложении обязанности на управление выплатить субсидии в указанном размере.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 03 июля 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считает законным и обоснованным.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда  подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (кредитор) и обществом (заемщик) заключены кредитные договоры от 20.12.2010 № 8630-1-153010, от 23.03.2011 № 8630-1-109311, от 19.07.2011 № 8630-1-126711 с целью расчетов за сырье (молоко) с сельскохозяйственными производителями.

ЗАО «Великолукский молочный комбинат» как сельскохозяйственному товаропроизводителю с 2009 года предоставлено право на получение бюджетных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам.

Общество 12.11.2012 обратилось в управление с заявлением о выделении субсидий за период с января по март 2012 года, представив соответствующие расчеты размера субсидий исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) в размере 20 % годовых, что составило 1 102 745 руб. 55 коп.

Управление произвело корректировку размера подлежащих выплате субсидий из областного бюджета исходя из 5%-ной ставки рефинансирования и посчитало возможным выплатить обществу субсидии за период с января по март 2012 года на возмещение части затрат по уплате процентов по полученным кредитам в размере 275 686 руб. 32 коп.

Не согласившись с указанными действиями управления, общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что поскольку постановление Администрации Псковской области от 21.03.2012 № 130 «О внесении изменений в постановление Администрации области от 23.03.2009 № 78 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее Постановление № 130) опубликовано 27.03.2012, то распространение его действия на ранее возникшие правоотношения противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в

очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно части 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по       выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009      № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Правила № 90).

Постановлением администрации Псковской области от 23.03.2009 № 78 утверждены Правила предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (далее – Правила № 78).

Постановлением № 130 внесены изменения в Постановление Администрации Псковской области от 23.03.2009 № 78 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах», которыми предусматривалось снижение доли финансирования из областного бюджета (в пределах 5 процентов) ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Действие названного постановления распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 78 уполномоченным органом по предоставлению субсидий из областного бюджета является Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области.

Как установлено частью 2 статьи 78 БК РФ, названные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на условиях и в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из статьи 3, части 2 статьи 78 БК РФ администрация Псковской области наделена полномочиями по принятию нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере бюджетного регулирования.

Следовательно, в соответствии с Законом Псковской области от 19.02.2002 № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» принятие Администрацией Псковской области Постановления № 130 осуществлено в пределах предоставленных ей полномочий.

Названное постановление от 21.03.2012 № 130 не отменено и не признано в судебном порядке недействительным.

Поскольку в силу статьи 1 БК РФ, возникшие между сторонами спорные правоотношения, регулируются бюджетным законодательством и не являются по своей сути гражданско-правовыми, применение к ним статьи 4 ГК РФ является неправомерным.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 сентября 2013 года по делу № А52-454/2013.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба управления – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 03 июля 2013 года по делу № А52-947/2013 отменить.

Закрытому акционерному обществу «Великолукский молочный комбинат» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу n А13-4329/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также