Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по делу n А05-3206/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 сентября 2013 года г. Вологда Дело № А05-3206/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 13 сентября 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2013 года по делу № А05-3206/2013 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» (ОГРН 1102907000250; далее – общество, ООО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 № 08-24/2013 о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. Решением суда от 21 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество неправомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, поскольку рейд, проведенный управлением, является незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а полученные в результате незаконного рейда данные не могут являться допустимыми доказательствами по делу. Управление в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 09.10.2012 № 222-р управлением проведён рейд по соблюдению режима водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, по проверке состояния канализационных очистных сооружений и выпусков сточных вод, а также соблюдению экологических требований при размещении скотомогильников (биотермических ям) на территории муниципального образования «Верхнеустьколойское» и муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области. В ходе рейда управлением установлено, что общество, несмотря на расторжение договора аренды имущества с 01.04.2012, осуществляет сброс загрязняющих веществ в водный объект (р. Вага) в составе сточных вод. По данному факту в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ. По результатам рейда управлением в отношении общества 29.01.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 08-24/2013. В данном протоколе управлением заявителю вменено нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - осуществление сброса загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод без разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды. Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы административного дела, управление 25.02.2013 вынесло постановление № 08-24/2013 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования установлена главой 8 КоАП РФ. Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Из содержания оспариваемого постановления и материалов административного дела следует, что обществу вменено в вину нарушение экологических требований при эксплуатации канализационных очистных сооружений. Как установлено судом первой инстанции и управлением, ООО «Водоканал» в процессе эксплуатации канализационных очистных сооружений осуществляет сброс сточных вод в реку Вагу, при этом разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду заявитель не имеет, что им также не отрицается. На основании статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Статьей 23 Закона № 7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1). Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. В силу части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно части 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает, что вмененное обществу нарушение, выразившееся в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, является нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты и, соответственно, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к статье 8.1 названного Кодекса. При таких обстоятельствах вывод управления относительно квалификации вмененного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) является неправомерным. При этом апелляционная коллегия отмечает, что довод подателя жалобы о том, что проведенный управлением рейд является незаконным, не соответствующим Закону № 294-ФЗ, несостоятелен. В данной части апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о том, что в силу положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены в том числе функции по контролю за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов). Проведение рейдовых мероприятий по всем направлениям контрольно-надзорной деятельности предусмотрено нормативными документами Росприроднадзора, в частности письмом от 13.08.2010 № ВК-01-04-31/5656, письмом от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 № ВК-03-03-36/14757», приказом от 25.04.2012 № 193. Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушений природоохранного законодательства. Согласно письму Минэкономразвития России от 29.10.2009 № Д05-4899 проведение рейдовых мероприятий с целью установления фактов загрязнения акватории водного объекта, нарушения режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, самовольного пользования недрами, а также установления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства, не подпадает под действие Закона № 294-ФЗ. Как следует из распоряжения управления от 09.10.2012 № 222-р, проведение рейда назначено для проверки соблюдения режима водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, состояния канализационных очистных сооружений и выпусков сточных вод, соблюдения экологических требований при размещении скотомогильников (биотермических ям) на территории муниципального образования «Верхнеустьколойское» и муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области. Проверка ООО «Водоканал» в порядке, урегулированном Законом № 294-ФЗ, не назначалась. Установленные в ходе рейда обстоятельства послужили поводом к возбуждению в отношении заявителя дела об административном правонарушении. В соответствии со статьёй 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Между тем пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с часть 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. Исходя из изложенного постановление от 25.02.2013 № 08-24/2013 подлежит признанию незаконным в силу статьи 211 АПК РФ. С учетом приведенных обстоятельств решение суда первой инстанции следует отменить на основании статьи 270 АПК РФ, требования общества о признании незаконным и отмене постановления управления от 25.02.2013 № 08-24/2013 о назначении административного наказания - удовлетворить. Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2013 года по делу № А05-3206/2013 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 25.02.2013 № 08-24/2013 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» административного наказания. Председательствующий Н.Н. Осокина Судьи Н.В. Мурахина О.Ю. Пестерева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по делу n А66-15367/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|