Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2008 по делу n А05-8168/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 ноября 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-8168/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2008 года по делу № А05-8168/2008 (судья Меньшикова И.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

Муниципальное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 2» (далее – МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2», учреждение, поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС, Фонд) о признании незаконным предписания от 23.05.2008 № 1034/01-06 в части возмещения расходов на приобретение медицинских стоматологических наконечников для бормашин зачетом денежных средств в размере 98 387 руб. в счёт оплаты счетов поликлиники.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.10.2008 по делу № А05-8168/2008 требования поликлиники удовлетворены.

ФОМС с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что стоматологические наконечники не могут быть отнесены к медицинскому инструментарию, поскольку на основании приказа Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 № 79 являются стоматологическим оборудованием. На основании сертификата соответствия стоматологическим наконечникам присвоен код по ОКП 94 5226, согласно которому они также отнесены к стоматологическому оборудованию.

МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2» в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными. Просит жалобу ФОМС оставить без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Фонда в период с 15.04.2008 по 16.05.2008 проведены контрольные мероприятия по проверке учреждением целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования  (далее – ОМС) за период финансово-хозяйственной деятельности с 01.01.2006 по 31.12.2007, по результатам которых составлен акт от 16.05.2008.

В акте отражено, что имеет место нецелевое и нерациональное использование поликлиникой средств ФОМС в части отнесения затрат по приобретению медицинских стоматологических наконечников для бормашин в сумме 98 387 руб. на расходы, финансируемые за счет средств ФОМС.

ФОМС в отношении учреждения вынесено предписание от 23.05.2008 № 1034/01-06, согласно которому средства в размере 98 387 руб. подлежат зачету филиалом ОАО «Газпроммедстрах» в счет оплаты счетов поликлиники.

Учреждение, не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

На основании  статьи 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991        № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства от 28.07.2005 № 461 (далее – Постановление) утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, которая определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.

Финансирование ее осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

Аналогичная Программа утверждена постановлением Правительства от 30.12.2006 № 885 на 2007 год.

На основе названных Программ органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Во исполнение названного Постановления разработана «Программа гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области  на 2006 год», утвержденная постановлением главы администрации Архангельской области от 24.10.2005 № 191 (далее – Программа).

В пункте 2 Программы установлено, что она определяет виды, порядок, условия и объемы медицинской помощи, предоставляемые населению бесплатно. Финансирование данной Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств бюджета Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 6 Программы одной из целей является  создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Архангельской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет средств бюджетов всех уровней, средств бюджета ФОМС.

Амбулаторно-поликлиническая помощь в соответствии с подпунктом «б»  пункта 8 Программы представляется гражданам бесплатно.

Раздел 8 «Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи» определяет конкретные нормативы затрат на одно посещение в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

В силу пункта 25 Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от              15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями на 23 декабря 2004 года) включают следующие статьи расходов:

подстатья 211 «Заработная плата»;

подстатья 213 «Начисления на оплату труда»;

статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» - расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, продуктов питания и прочие лечебные расходы;

статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» - расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев;

подстатья 226 «Прочие услуги» - расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг (расходы по оплате стоимости анализов, проводимых в других учреждениях при отсутствии своей лаборатории, расходы по оплате за организацию питания предприятиями общественного питания при отсутствии своего пищеблока).

Пунктом 26 Программы установлено, что остальные расходы на содержание областных государственных медицинских учреждений (организаций) и муниципальных медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования, финансируются за счёт средств соответственно областного и муниципального бюджетов.

На основании  Приложения № 1 к Программе поликлиника включена в Перечень лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области.

Пунктами 1.4., 1.5. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области от 20.01.2006 установлено, что тариф на медицинскую помощь - это денежная сумма, определяющая уровень возмещения и состав компенсируемых расходов лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) по выполнению Программы обязательного медицинского страхования.  В состав тарифа учтены расходы, отнесенные к оплачиваемым за счет средств обязательного медицинского страхования. Перечень расходов, включаемых в состав тарифа, устанавливается Программой государственных гарантий оказания населению Архангельской области бесплатной медицинской помощи.

В силу пунктов 1.7.; 1.7.3; 1.7.4; 1.7.5 Тарифного соглашения оплата медицинской помощи ЛПУ производится по следующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации: подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» статьи 300 «Поступление нефинансовых активов» в части приобретения медикаментов и перевязочных средств и подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» статьи 300 в части приобретения медицинского инструментария (в рамках Формулярного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых населению в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Архангельской области бесплатной медицинской помощи (в условиях стационара), утверждённого в установленном порядке).

Целью Тарифного соглашения является установление тарифа на медицинскую помощь в соответствии с Программой обязательного медицинского страхования,  а не  изменение утвержденной в установленном порядке самой Программы.

Тарифное соглашение не имеет самостоятельного значения, а направлено лишь на исполнение норм утвержденной Программы.

Аналогичное  Тарифное соглашение от 28.02.2007 действовало и в 2007 году.

Приказом от 21.12.2005 № 152н Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлено, что  на статью 310 относятся расходы по приобретению объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Согласно Приложению № 1 к протоколу ведения больных «Кариес зубов», утверждённому заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, наконечники поименованы в обязательном ассортименте стоматологических инструментов, необходимых для работы врача.

Министерство финансов Российской Федерации своим письмом от 14.04.2006 № 02-14-10/880 разъяснило порядок применения вышеуказанного Приказа № 152н в части отнесения отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с данными разъяснениям на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в том числе относится приобретение материалов для зубопротезирования.

Из материалов дела следует, что гарантийный срок эксплуатации наконечников составляет 6 месяцев с момента продажи.

Таким образом, наконечники  для бормашин являются медицинским инструментарием со сроком службы менее 12 месяцев, правомерно и обоснованно приобретены поликлиникой по подстатье бюджетной классификации 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В соответствии с методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденными Минздравом РФ № 2510/9257-01, ФФОМС от 28.08.2001 № 3159/40-1, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий, является составной частью территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006, 2007 годы не содержит данного перечня.

В Перечень материалов, медикаментов, медицинского инструментария и изделий медицинского назначения, используемых для лечения стоматологических заболеваний в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Архангельской области бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утверждённый директором департамента здравоохранения администрации Архангельской области, согласованный исполнительным директором ФОМС, в раздел «Медицинский инструментарий» входят наконечники для бормашин.

В связи с вышеизложенным МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2» обоснованно приобретало наконечники для бормашин за счет средств Фонда, так как они являются медицинским инструментарием.

Довод Фонда на приказ Минздрава СССР от 12.06.1984 № 670 является ошибочным.

Как правильно указал суд первой инстанции, в Приложении № 1 «Временные нормы расхода по основным видам стоматологических материалов, медикаментов и инструментов на одну должность врача стоматологического профиля и зубного техника в год» к данному приказу наконечники для бормашин помещены в разделе «Аппараты и приборы». Оснований для отнесения наконечников к основным средствам из данного приказа не усматривается.

Ссылка ФОМС на приказ Минздрава от 04.03.2003 № 79 является несостоятельной, поскольку данный приказ не был опубликован.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Довод фонда о том, что сертификатом стоматологическому наконечнику присвоен код ОКП 94 5226, что согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утверждённому постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, он отнесен к оборудованию медицинскому, является необоснованным.

Как правильно указал суд первой инстанции, в разделе «Оборудование медицинское» (код 94 5000) такого наименования, как наконечники стоматологические не содержится.

В связи с вышеизложенным суд пришел к правильному выводу о том, что нельзя расценивать как нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования приобретение поликлиникой наконечников для бормашин за счет средств Фонда.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка, нормы процессуального права не нарушены.

С учетом изложенного доводы Фонда являются несостоятельными, оснований для отмены или изменения решения суда апелляционной инстанцией не усматривается.

Руководствуясь статьей 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2008 года по делу № А05-8168/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Н.Н. Осокина

А.В. Потеева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2008 по делу n А13-5805/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также