Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу n А66-710/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-710/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери на вынесенное в порядке упрощенного судопроизводства решение Арбитражного суда Тверской области от 18 апреля 2013 года по делу № А66-710/2013 (судья Басова О.А.),

у с т а н о в и л :

 

Департамент благоустройства и дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери (ОГРН 1126952021657; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Твери (далее – отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2013 № 69 ГО 000083 по делу об административном правонарушении.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление департамента рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 18 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на недоказанность состава вмененного правонарушения. Указывает, что не является субъектом данного административного правонарушения. Ссылается на процессуальные нарушения, допущенные отделом при производстве по делу об административном правонарушении.

Отдел в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, в 15 час 00 мин 01.12.2012 старшим государственным инспектором отдела проведен осмотр проезжей части дороги по набережной Степана Разина, в районе дома № 17/52 города Твери в границах пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаком 5.19.1(2) «Пешеходный переход», в ходе которого установлено, что в данном месте имеется сформированный снежный вал, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01.12.2012.

Повторный осмотр названного участка дороги с применением фотосъемки в присутствии двух свидетелей осуществлен должностным лицом отдела в 21 час 00 мин 01.12.2012. В результате осмотра установлено, что ранее выявленное нарушение не устранено; оформлен акт контрольной проверки выявленных недостатков в содержании дорог от 01.12.2012 и вынесено определение от 02.12.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования было установлено, что лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии, является департамент.

По результатам административного расследования составлен протокол от 20.12.2012 № 69 ГТ 000083 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что департамент не принял соответствующих организационных мер по планировке, координации деятельности и организации работы подрядных организаций на проезжей части названной дороги, не организовал, не скоординировал и не спланировал работы по ликвидации сформированного снежного вала в границах пешеходного перехода, что в свою очередь влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, а также является сопутствующим условием к совершению дорожно-транспортных происшествий.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор отдела вынес постановление от 11.01.2013 № 69 ГО 000083, которым департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Департамент не согласился с данным постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований департамента.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.

Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. 

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Положение № 1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (далее – ГОСТ Р 50597-93) установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

В силу пункта 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

В нарушение указанного 01.12.2012 в 21 час 00 мин на набережной Степана Разина, в районе дома № 17/52 города Твери в границах пешеходного перехода имелся сформированный снежный вал, что ограничивало видимость пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходному переходу, и водителям.

Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлены нормативные сроки окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик. В зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам сроки составляют от 4 до 6 часов, в частности нормативный срок окончания снегоочистки, принимается с  момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ, и составляет для дорог и улиц группы А - 4 часа, группы Б - 5 часов, группы В – 6 часов.

Следовательно, для вывода о непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении административному органу необходимо доказать нарушение департаментом нормативных сроков окончания снегоочистки.

Из актов выявленных недостатков следует, что нарушения состояния улично-дорожной сети выявлены в 15 час 00 мин 01.12.2012, в 21 час 00 мин 01.12.2012.

Следовательно, выпавший снег на указанном участке дороги в установленные ГОСТ Р 50597-93 сроки не убран.

Таким образом, факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, доказан.

Вместе с тем департамент ссылается на то, что в рассматриваемом случае он не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Данная позиция является ошибочной и отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.

Из содержания Закона № 196-ФЗ и Положения № 1090 следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам возлагается на лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги и которые осуществляют содержание дорог.

На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) понимается, в том числе, деятельность по содержанию автомобильных дорог, под которым согласно пункту 12 статьи 3 данного Закона понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В части 2 статьи 17 Закона № 257-ФЗ определено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В рассматриваемом случае одним из таких актов является Порядок № 1119, который определяет правила организации и проведения работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения города Твери, находящихся в муниципальной собственности, в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения по ним.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 1119 дорожные работы осуществляются в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

На основании пункта 13 данной Классификации в состав работ по зимнему содержанию дорог входит в том числе: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.

В рассматриваемом случае департамент ссылается на заключение с муниципальным унитарным предприятием МУП «Жилищно-эксплуатационный комплекс» (далее - МУП «Жилищно-эксплуатационный комплекс») договора от 04.10.2012 № 79 о предоставлении субсидии на возмещение затрат по выполнению

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу n А05-4099/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также