Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А05-3813/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 августа 2013 года г. Вологда Дело № А05-3813/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 августа 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В., при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области Козарика Б.А. по доверенности от 17.12.2010 № 05/17-10, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июня 2013 года по делу № А05-3813/2013 (судья Бекарова Е.И.), у с т а н о в и л :
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области (ОГРН 1037700013020; далее - банк) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 года в сумме 110 914 руб. и о возложении на ответчика обязанности возвратить из бюджета указанную сумму. Решением арбитражного суда от 05 июня 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований. Банк с данным решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что он не обязан был вносить плату за размещение отходов за первый квартал 2010 года, указывая на то, что согласно договорам, заключенным банком и специализированными организациями, вывоз и размещение отходов осуществлялись этими организациями, ввиду этого у банка отсутствует обязанность вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Управление в отзыве сослалось на необоснованность доводов и требований, приведенных подателем жалобы. Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 15.04.2010 заявителем в управление представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 года, согласно которому уплате подлежало 112 388 руб. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что данная сумма банком уплачена. В дальнейшем, 26.02.2013, банк представил ответчику корректирующий расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период, согласно которому уплате в бюджет подлежала сумма в размере 1474 руб. В связи с этим банк 27.02.2013 обратился в управление с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм платы в размере 110 914 руб. В письме от 11.03.2013 № 04/1856 ответчик сообщил заявителю об отказе в удовлетворении заявления банка о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за названный период, сославшись на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 года № 5-П «По делу о проверки конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - Постановление № 5-П) и недостоверность корректирующего расчета за первый квартал 2010 года. Данный отказ оспорен банком в судебном порядке. Суд первой инстанции посчитал, что основания для признания незаконным данного отказа в рассматриваемом случае отсутствуют, при этом правомерно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно пункту 2 данной статьи относятся в числе прочих сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления. Пунктом 3 статьи 16 названного Закона предусмотрено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды определяется в соответствии с положениями пункта 5 Порядка. Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Министерством природопользования Российской Федерации, согласованных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 за № 190. Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком. В соответствии с пунктом 1.4 названных Инструктивно-методических указаний плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. При таких обстоятельствах хозяйствующий субъект выполняет законодательно установленный принцип платности природопользования либо путем оплаты специализированной организации в случае установления тарифа, включающего в себя в том числе и плату за негативное воздействие на окружающую среду, либо путем внесения платы в доход соответствующего бюджета непосредственно хозяйствующим субъектом, по результатам деятельности которого образуются отходы производства. Согласно пояснениям представителя заявителя и имеющимся в материалах дела договорам, заключенным банком со специализированными организациями на вывоз и размещение отходов, указанные организации осуществляли вывоз отходов заявителя из контейнеров, установленных на контейнерных площадках на территории, принадлежащей банку. Доказательств того, что указанные контейнерные площадки переданы на обслуживание специализированным организациям, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено. Таким образом, банк осуществлял накопление отходов в контейнерах, установленных на соответствующих площадках, расположенных на территории заявителя. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Следовательно, по смыслу данной нормы и приведенных выше положений Закона № 7-ФЗ накопление отходов также является негативным воздействием на окружающую среду. Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что при установлении платы за услуги специализированных организаций в спорный период в расчет платы не включены суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Материалами дела также подтверждается, что в указанный период плату за негативное воздействие на окружающую среду произвел хозяйствующий субъект, по результатам деятельности которого образуются отходы производства. В Постановлении № 5-П указано на то, что взимание со специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, платы за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, - притом что сама специализированная организация не имеет возможности компенсировать уже понесенные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, препятствует такой организации в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и нарушает ее право собственности, гарантированное статьей 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Соответственно, не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду. С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно заключил, что в данном случае отсутствует факт нарушения охраняемых законом прав и интересов заявителя, ввиду этого оснований для возврата уплаченного заявителем платежа не имеется. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июня 2013 года по делу № А05-3813/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Тарасова Судьи Т.В. Виноградова О.Б. Ралько Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А13-14053/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|