Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А52-427/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 августа 2013 года г. Вологда Дело № А52-427/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 21 августа 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., при участии от ответчика Казакова М.П. по доверенности от 12.01.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Западное» Великолукского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 мая 2013 года по делу № А52-427/2013 (судья Героева Н.В.),
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Западное» Великолукского района (ОГРН 1066025031753; далее - МУП «Западное», предприятие) обратилось Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Псковской области (ОГРН 1046000111992; далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным требования от 11.12.2012 № 1678 о взыскании пеней; незаконными действий инспекции по их бесспорному списанию и о восстановлении нарушенных прав заявителя путем возврата денежных средств в сумме 263 697 руб. 86 коп. Решением Арбитражного суда Псковской области от 23 мая 2013 года по делу № А52-427/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на необходимость применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ, Закон о банкротстве). Считает, что в данном случае вопрос о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика, который признан несостоятельным (банкротом), должен решаться не инспекцией в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Законом № 127-ФЗ. Налоговый орган отзыв на жалобу не представил. Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Псковской области от 20.04.2011 по делу № А52-4276/2010 МУП «Западное» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Предприятие 29.03.2011 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год. Сумма начисленного налога составила 1 848 396 руб., срок уплаты - 31.03.2011. Поскольку указанный налог заявителем уплачен не был, налоговым органом на сумму недоимки с 01.04.2011 по 01.12.12 начислены пени. Инспекция 11.12.2012 в отношении МУП «Западное» выставила требование № 1678 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа на сумму 263 697 руб. 86 коп. со сроком исполнения - 31.12.2012 (лист дела 73). В связи с неисполнением данного требования в установленный срок налоговым органом принято решение от 22.01.2013 № 273 о взыскании задолженности за счет денежных средств, а также электронных денежных средств МУП «Западное» на счетах в банках (лист дела 47). Инкассовое поручение от 22.01.2013 № 198 (лист дела 22) было направлено в ОАО КБ «ВАКОБАНК» г. Великие Луки с указанием, что взыскиваемая сумма в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам» (далее – Постановление № 25) является текущим платежом. Данная сумма была списана со счета должника в бюджет. Предприятие, не согласившись с требованием инспекции от 11.12.2012 № 1678 и действиями налогового органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, рассмотрев материалы данного дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Согласно положениям статей 32 и 33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщик исполняет самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. На основании пункта 2 статьи 46 указанного Кодекса взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, инкассового поручения налогового органа на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. На основании пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом № 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, признаются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. На основании пункта 8 Постановления № 25 при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим необходимо учитывать следующее. В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Следовательно, в рассматриваемом деле датой возникновения обязанности у предприятия по уплате налога, применяемого в связи с упрощенной системой налогообложения, является - 31.12.2010. Поскольку процедура наблюдения в отношении предприятия введена 21.12.2010, то недоимка по декларации и начисленные пени за ее неуплату являются текущими платежами. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 11 Постановления № 25, при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» также указано, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Следовательно, если требование об уплате пени по налогу является текущим, то налоговый орган вправе принимать решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставлять инкассовое поручение на списание с расчетного счета в бесспорном порядке. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. Доводы жалобы о необходимости применения положений абзаца 3, пункта 1, статьи 126 Закона о банкротстве, отклоняются апелляционной коллегией в связи со следующим. На основании абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона № 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных названной статьей. В отличие от указанной нормы к числу последствий вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (статья 63 Закона о банкротстве) запрет на начисление пени и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей не отнесен. Иные положения Закона о банкротстве также не содержат запрета на начисление санкций за ненадлежащее исполнение обязательных платежей. Указанный вывод подтверждается, в том числе, разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления № 25. Следовательно, действия налогового органа по выставлению требования от 11.12.2012 № 1678, инкассового поручения и направлению последнего в банк являются правомерными и основаны на налоговом законодательстве. Кроме того, необходимо отметить, что полномочия инспекции ограничиваются лишь выставлением инкассовых поручений и направлением их для исполнения в кредитное учреждение, тогда как списание денежных средств производится кредитным учреждением, которое осуществляет контроль за соблюдением очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве. Ссылки подателя жалобы о том, что в данном случае вопрос о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика, который признан несостоятельным (банкротом), должен решаться не инспекцией в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Законом № 127-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм материального права. Поскольку выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ, и обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, отсутствуют. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Псковской области от 23 мая 2013 года по делу № А52-427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Западное» Великолукского района - без удовлетворения. Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи Н.Н. Осокина В.И. Смирнов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А05-1889/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|