Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2013 по делу n А66-2057/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-2057/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Тверская маслосырбаза» генерального директора Ванина В.Н., Городилова А.В. по доверенности от 18.02.2013, от  Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. по доверенности от 09.01.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2013 года по делу № А66-2057/2013 (судья Голубева Л.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Тверская маслосырбаза» (далее – общество, ОАО «Тверская маслосырбаза»; ОГРН 1026900531030, ИНН 6903003758) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - министерство) о признании недействительным отказа от 04.12.2012 № 19032-09 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым     номером 69:40:0200050:30, по льготной цене (за 2,5 % от кадастровой стоимости) и о возложении обязанности принять решение о предоставлении ОАО «Тверская маслосырбаза» в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200050:30 по льготной цене (за 2,5 % от кадастровой стоимости).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены частично, отказ министерства от 04.12.2012 № 19032-09 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200050:30 признан незаконным, на министерство возложена обязанность предоставить обществу в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200050:30 площадью 14374 кв. м, находящийся по адресу: город Тверь, улица Коминтерна, дом 83, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на  нарушение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей общества и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 20.08.2012 общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратилось в министерство с заявкой о предоставлении в собственность по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200050:30, площадью 14374 кв. м, находящийся по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, улица Коминтерна, дом 83. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под прирельсовые склады.

К заявлению общество приложило копии и оригиналы следующих документов: паспорт представителя заявителя Третьякова В.А., свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) серии 69 № 002025631, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серия 69 №000442422, свидетельство серии М № 342-5, доверенность от 16.12.2011, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) от 14.08.2012 № 01/078/2012-1391, свидетельство о собственности от 18.01.1996 № 225, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 15.08.2012 № 01/078/2012-1392, постановление от 16.10.1992 № 573-10, свидетельство от 30.10.1992 № 110 о праве собственности на землю, на бессрочное (постоянное) пользование землей, кадастровая выписка о земельном участке от 21.06.2012 № 02-69/12-1-121262, письмо Комитета по управлению имуществом Тверской области от 24.12.2004             № 4839-02, решение от 08.06.1992 № 91, решение от 15.07.1992 № 146, план приватизации (принят 26.06.1992), план приватизации, зарегистрированный 22.10.1992, приложение (сообщение о зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200050:30) от 15.08.2012.

Письмом от 04.12.2012 № 19032-09 министерство сообщило об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что обществом не представлен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества от 22.05.1995, указанный документом-основанием в свидетельстве о собственности от 18.01.1996 № 225. Также указало на то, что представленные копии учредительных документов юридического лица и правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок не заверены надлежащим образом.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно руководствовался следующим.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001          № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее - Постановление № 11) при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Данный Перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» (далее - Перечень).

В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Отказ министерства, оформленный письмом от 04.12.2012 № 19032-09, мотивирован тем, что обществом не представлен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества от 22.05.1995, указанный документом-основанием в свидетельстве о собственности от 18.01.1996 № 225.

Министерство в апелляционной жалобе указало, что общество в данном случае не представило копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2 Перечня).

Однако пункт 4.2 Перечня подлежит применению в случаях нахождения на участке объектов недвижимости, права на которые возникли до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). Именно такие (ранее возникшие) права являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (статья 6 Закона о регистрации).

В рассматриваемом случае обществом в качестве документа, удостоверяющего его права на здание, находящееся на приобретаемом земельном участке, представлена выписка из ЕГРП от 14.08.2012 № 01/078/2012-1391 о регистрации 28.01.2005 регистрационный № 69-01/40-35/2004-231 за обществом права собственности на здание холодильника.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о том, что общество с заявлением представило все документы, предусмотренные Перечнем.

В отказе министерства также указано на то, что представленные копии учредительных документов юридического лица и правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок не заверены надлежащим образом. В апелляционной жалобе министерство указало, что представляемые с соответствующим заявлением копии должны быть заверены нотариально.

Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции ни статья 36 ЗК РФ, ни Перечень не содержат требования о нотариальном удостоверении копий документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Кроме того, из представленной в материалы дела заявки на приватизацию спорного земельного участка следует, что оригиналы представленных обществом в министерство копий документов  представлены на обозрение при подаче заявления. Данное обстоятельство министерством не оспаривается.

Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность министерством не заявлено.

С учетом изложенного следует, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества не имеется.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества,  признав незаконным отказ министерства в предоставлении в собственность спорного земельного участка, обязав министерство предоставить обществу указанный участок в собственность, подготовить и направить соответствующий проект договора в адрес общества.

Следовательно, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы министерства не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2013 года по делу № А66-2057/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

А.Ю. Докшина

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2013 по делу n А44-4087/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также