Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу n А05-9238/2007. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 ноября 2007 года                     г. Вологда                    Дело № А05-9238/2007

         Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 года.

         Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2007 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года  по делу № А05-9238 (судья Чурова А.А.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Архангельский траловый флот» (далее – ОАО «Архангельский траловый флот», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее – Управление) о признании незаконными  постановлений по делам об административных правонарушениях от 28.08.2007 № 11-07/99-ФС, от 28.08.2007 № 11-07/100-ФС, от 29.08.2007 № 11-07/106-ФС, от 30.08.2007 № 11-07/110-ФС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 27.09.2007 возбужденные по заявлениям дела (№А05-9238/2007, А05-9251/2007, А05-9246/2007 и №А05-9248/2007) объединены в одно производство с присвоением объединенному делу № А05-9238/2007.

Решением суда от 27 сентября 2007 года в удовлетворении требований Обществу отказано.

ОАО «Архангельский траловый флот» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права при его принятии. Считает, что действующим законодательством справка о подтверждающих документах не отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем привлечение Общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за ее несвоевременное представление неправомерно. Кроме того, указывает на повторное привлечение Общества к административной ответственности.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как видно из материалов дела и установлено судом, при проведении проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Управлением обнаружено ненадлежащее исполнение Обществом обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003           № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В нарушение требований части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ, пунктов 2.1, 2.2., 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2005 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П) Обществом не были соблюдены порядок и сроки представления подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах по валютным операциям при исполнении агентских соглашений: от  01.10.2004 № 21/176, заключенного с фирмой «PF FAROE AGENCY LTD» (Фарерские острова); от 10.02.2006 № 21/16, заключенного с фирмой «BERGNHUS SHIPPING AS» (Норвегия); от 16.05.2006 № 21/46, заключенного с фирмой «SKIPAFELAGID FAROE SHIP LTD» (Фарерские острова).

Согласно условиям агентского соглашения от 01.10.2004 № 21/176 фирма                 «PF FAROE AGENCY LTD», будучи агентом, обязалась от имени и за счет Общества за вознаграждение совершать по поручению Общества юридические и иные действия по обслуживанию судов общества на территории Дании и Фарерских островов.

Обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО «Фондсервисбанк») 01.10.2006 оформлен паспорт сделки                                      № 05090003/2989/0001/4/0.

По названному паспорту сделки Общество 27.10.2006 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с приложением подтверждающих документов: счета (инвойсы) от 11.08.2006 № 2006/300 на сумму 11092,20 датских крон, от 13.08.2006 № 2006/311 на сумму 8959,20 датских крон, от 14.08.2006 № 2006/315 на сумму 29529,20 датских крон.

Согласно условиям агентского соглашения от 10.02.2006 № 21/16 фирма                 «PF FAROE AGENCY LTD», будучи агентом, обязалась от имени и за счет общества за вознаграждение совершать по поручению Общества юридические и иные действия по обслуживанию судов Общества на территории Норвегии.

Обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО «Фондсервисбанк») 20.02.2006 оформлен паспорт сделки                                      № 06020004/2989/0001/4/0.

По названному паспорту сделки Общество 27.03.2006 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с приложением следующих подтверждающих документов: счета (инвойсы) 24.11.2006               № 2006/473 на сумму 133 786,20 NOK, от 27.11.2006 № 2006/632 на сумму 220 753, 55 NOK, от 23.02.2007 № 2006/612 на сумму 233 867,82  NOK .

Согласно условиям агентского соглашения от 16.05.2006 № 21/46 фирма   «SKIPAFELAGID FAROE SHIP LTD», будучи агентом, обязалась от имени и за счет Общества за вознаграждение совершать по поручению Общества юридические и иные действия по обслуживанию судов Общества на территории Дании и Фарерских островов.

Обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО «Фондсервисбанк») оформлен паспорт сделки № 06060002/2989/0001/4/0.

По названному паспорту сделок Общество 28.03.2007 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с приложением подтверждающих документов:  счета (инвойсы) от 22.11.2006 № 255-06 на сумму 37647,40 DKK.

Управление указало, что счета и справки о подтверждающих документах по паспортам сделок № 05090003/2989/0001/4/0, № 06020004/2989/0001/4/0 и     № 06060002/2989/0001/4/0 соответственно должны быть представлены Обществом в уполномоченный банк в срок не позднее 15.12.2006, 15.09.2006, 15.03.2007 и 15.12.2007.

В связи с выявленными нарушениями, главным контролером-ревизором отдела валютного управления Лускань Е.М. в присутствии представителя Общества Серебренниковой Т.В. составлены протоколы об административных правонарушениях от 15.08.2007 № 17, от 16.08.2007 № 22, от 16.08.2007 № 24.

Исполняющий обязанности руководителя Управления Лукьянов Ю.М., рассмотрев материалы административных дел, вынес постановления от 28.08.2007 № 11-07/100-ФС, от 29.08.2007 № 11-07/106-ФС, от 30.08.2007 № 11-07/110-ФС, от 28.08.2007 № 11-07/99-ФС. Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество оспорило их в судебном порядке.

Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях Общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления ЦБ РФ не установлены.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Положением Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 16.06.2004 № 5848 (далее – Положение ЦБ № 258-П) и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) .

Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком паспорта сделки порядке и согласованный с ним срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 данного Закона), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами ЦБ РФ такие документы как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Как усматривается из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несвоевременное предоставление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.

Поскольку объективной стороной части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является несоблюдение, в том числе, установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, является ошибочным.

Таким образом, непредставление справки о подтверждающих документах в установленный срок не является нарушением порядка представления отчетности по валютным операциям и не влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем в действиях ОАО «Архангельский траловый флот» отсутствует событие административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

 

 

 

 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года по делу № А05-9238/2007 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» – удовлетворить.

Признать постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 28.08.2007 № 11-07/99-ФС, от 28.08.2007 № 11-07/100-ФС, от 29.08.2007 № 11-07/106-ФС, от 30.08.2007 № 11-07/110-ФС о назначении административных наказаний незаконными и полностью отменить.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи

В.А. Богатырева

Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу n А05-7945/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также