Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2013 по делу n А05-1199/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-1199/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 22 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного государственного инспектора Ленского района Архангельской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Перминова Романа Ивановича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 апреля 2013 года по делу      № А05-1199/2013 (судья Бекарова Е.И.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Каскад» (далее – общество; ОГРН 1022901364969; Архангельская область, Ленский район, село Яренск, улица Братьев Покровских, дом 18) обратилось в Вилегодский районный суд Архангельской области с заявлением к главному государственному инспектору Ленского района Архангельской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области  Перминова Романа Ивановича (далее – инспектор) о признании незаконным и об отмене постановления от 28.12.2012 № 42 о назначении административного наказания.

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 21 января 2013 года дело передано подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 апреля        2013 года заявленные требования удовлетворены.

Инспектор с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на доказанность вменяемых обществу нарушений требований пожарной безопасности, а также на то, что совершенное обществом правонарушение не может являться малозначительным.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Общество и инспектор надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 26.03.2012 № 99 о проведении проверки в отношении общества в помещении магазина, расположенного по адресу: Архангельская область Ленский район, село Яренск, улица Братьев Покровских, дом 18, проведена плановая выездная проверка с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности у общества отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности; директором заявителя не пройдено обучение мерам пожарной безопасности; на путях эвакуации в проверенном помещении отсутствуют знаки пожарной безопасности; помещения магазина не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации; отсутствует инструкция на огнетушители по применению и техническому обслуживанию последних; не производится ежеквартальная проверка огнетушителей; огнетушители, введенные в эксплуатацию с 2008 года, не подвергаются техническому обслуживанию; допускается размещение магазина в 2-х этажном здании v степени огнестойкости; помещение магазина функциональной пожарной опасности класса Ф 3.1 размещено в жилом двухэтажном здании класса функциональной пожарной опасности класса Ф 1.4, которые не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Результаты проверки отражены в акте от 20.12.2012 № 99.

По фактам нарушений требований пожарной безопасности 21.12.2012 Отделом надзорной деятельности Ленского района управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области  (далее – отдел) в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях № 85, 86 и 87 и 28.12.2012 инспектором вынесено постановление № 42, которым заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4       статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Вилегодский районный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 21 января 2013 года дело передано подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, пришел к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается нарушение обществом пунктов 2, 3, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, выразившееся в отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности, не прохождении обучения мерам пожарной безопасности, отсутствии на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, пункта 4, таблицы 3 пункта 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315, поскольку помещения магазина не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения заявителем пунктов 5.35, 7.6 и 7.1 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника Огнетушители. Требования к эксплуатации» НПБ 166-97, утвержденных приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.1997 № 84 (далее - НПБ 166-97), поскольку, по мнению суда, их требования не распространяются на общество.

Вышеуказанными положениями НПБ 166-97 установлено, что на огнетушители, заряженные одним видом огнетушащего вещества, организация (предприятие) оформляет инструкцию по применению и техническому обслуживанию, которую согласовывает с местным органом государственной противопожарной службы. Инструкция должна содержать следующие сведения:

- марки огнетушителей;

- основные параметры огнетушителей;

- ограничения по температуре эксплуатации огнетушителей;

- действия персонала в случае пожара;

- порядок приведения огнетушителей в действие;

- основные тактические приемы работы с огнетушителями при тушении возможного пожара на защищаемом объекте;

- действия персонала после тушения пожара;

- объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;

- правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (пункт 7.1 НПБ 166-97).

Согласно пункту 7.6 вышеназванных Норм ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителя и подходов к нему, а также проведение внешнего осмотра огнетушителя.

В рассматриваемом случае отделом при проведении проверки установлено, что у заявителя отсутствует инструкция на огнетушители по их применению и техническому обслуживанию, не производится их ежеквартальная проверка, огнетушители, введенные в эксплуатацию с          2008 года, не подвергаются техническому обслуживанию, что обществом не оспаривается.

Вместе с тем суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 1 НПБ 166-97, указал, что поскольку общество не относится к организациям, осуществляющим перезарядку и испытания огнетушителей, следовательно, требования НПБ 166-97 не распространяются на него.

Согласно пункту 1 НПБ 166-97 вышеуказанные Нормы распространяются на переносные и передвижные огнетушители (общей массой до 400 кг), предназначенные для тушения пожаров классов A, B, C, E, и устанавливают требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию огнетушителей, а также к техническому оснащению организаций, осуществляющих перезарядку и испытания огнетушителей.

Из толкования приведенной нормы не следует, что положения             НПБ 166-97 распространяются исключительно к организациям, осуществляющим перезарядку и испытания огнетушителей, данные Нормы также устанавливают требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию огнетушителей всеми организациями, вне зависимости от их рода деятельности.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает в данной части доказанным вменяемое отделом правонарушение.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения, выразившегося в размещении магазина в 2-х этажном здании v степени огнестойкости и размещении магазина функциональной пожарной опасности класса Ф 3.1 в жилом двухэтажном здании класса функциональной пожарной опасности класса Ф 1.4 и не разделение последних между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Вменяя совершение указанных нарушений, отдел ссылается на положения пункта 1.14* таблицы 3 СНиП 2.08.02-89*, пунктов 5.21*, 7.4   СНиП 21-01.97*.

Однако, СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010 в связи с изданием приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 № 390.

Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7 в установленном порядке введены в действие СНиП 21-01-97* - строительные нормы и правила в части установления требований пожарной безопасности.

СНиП 21-01-97* регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и содержат противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2013 по делу n А05-835/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также