Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2013 по делу n А66-6960/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июля 2013 года

г. Вологда

   Дело №А66-6960/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 15 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии Меньшикова А.Б. на основании паспорта серии 2899                     № 079751, выданного Пролетарским РОВД города Твери 23.02.2000, и в качестве представителя Кондратьевой О.В. по доверенности от 28.12.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 апреля 2013 года по делу                          № А66-6960/2012 (судья Калита И.В.),

у с т а н о в и л:

Меньшиков Андрей Борисович и Кондратьева Ольга Валентиновна обратились в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области (определением суда от 24.09.2012 произведена замена федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Тверской области – первоначального ответчика на процессуального правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области (ОГРН 1027700485757; далее – Учреждение)) о возложении обязанности на Учреждение, как орган государственного кадастрового учета, установить путем внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Тверская область, Калининский район, Медновское сельское поселение, с. Медное, ул. Круча, д. 4, кадастровый номер 69:10:0081603:37, на дату его приобретения, то есть на 08 августа                   2011 года, в размере 12 972 000 руб. в соответствии с отчетом № 14 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 февраля 2012 года и экспертным заключением от 27 марта 2012 года № 110/2012 в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу судебного акта (с учетом неоднократного уточнения предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Определением суда от 31.10.2012 удовлетворено ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Тверской области.

Определением суда от 25.01.2013 уточнено наименование третьего лица - правительство Тверской области.

Решением суда от 05 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 68 745 кв.м, кадастровый номер 69:10:0081603:37, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, с/п Медновское, с. Медное, ул. Круча, д. 4, равной рыночной стоимости в размере 12 972 000 руб. Учреждение обязано внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью               68 745 кв.м, кадастровый номер 69:10:0081603:37, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, с/п Медновское, с. Медное, ул. Круча,     д. 4, в размере 12 972 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу решения арбитражного суда по делу                                    № А66-6960/2012. С Учреждения в пользу Меньшикова А.Б. взыскано                       4000 руб. расходы по уплате государственной пошлины.

Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать. Податель жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком,  а также судом не установлено, какому нормативному акту не соответствует внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка. Суд не учел устное соглашение сторон об отнесении судебных расходов на истцов, а также то, что в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Считает, что истцами избран ненадлежащий способ защиты прав.

Истцы в отзыве и Меньшиков А.Б. в судебном заседании просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, в котором также указывает, что сторонами достигнуто устное соглашение о распределении расходов по уплате государственной пошлины (письменное ходатайство ответчика и устное согласие истцов на отнесение на них указанных расходов), поэтому суд ошибочно пришел к выводу о том, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению и противоречит нормам статьи 110 АПК РФ.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав Меньшикова А.Б., исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, земельный участок, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под производственную базу, общей площадью 68 745 кв.м, кадастровый номер 69:10:0081603:37, расположенный по адресу: Россия, Тверская область, Калининский район, с/п Медновское, с. Медное, ул. Круча, д. 4, принадлежит на праве общей долевой собственности Меньшикову А.Б. (доля в праве 2/500 и доля в праве 198/500) и Кондратьевой О.В. (доля в праве - 3/5), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от                      10 мая 2012 года серии 69-АВ № 480657; от 02 сентября 2011 года                        серии 69-АВ № 344105; от 08 августа 2011 года серии 69-АВ № 322088.

Меньшиков Андрей Борисович и Кондратьева Ольга Валентиновна как правообладатели земельного участка являются плательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Данный налог уплачивается истцами исходя из налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).

В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 № 350-па «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области», утвердившим результаты оценки земель населенных пунктов в Тверской области, кадастровая стоимость названного земельного участка, принадлежащего Меньшикову А.Б. и Кондратьевой О.В., внесенная в государственный кадастр недвижимости (ГКН), составила 183 030 812 руб.             70 коп., что подтверждено данными кадастрового паспорта спорного земельного участка.

Как следует из представленного истцами отчета бюро оценки «Морозова & Партнеры» от 08.08.2011, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 08 августа 2011 года составляет 12 972 000 руб.

Полагая, что несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, приводит к необоснованному завышению размера уплачиваемого земельного налога, чем нарушает права истцов и их законные интересы как налогоплательщиков, истцы обратились в суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеописанные нормы неприменимы.

В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Истцы, не оспаривая  кадастровую стоимость земельного участка, просят установить ее в размере рыночной стоимости на дату приобретения ими земельного участка, то есть на 08.08.2011.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011                         № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

На основании представленного истцами в обоснование заявленных требований отчета от 08.08.2011 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:10:0081603:37, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, с/п Медновское, с. Медное, ул. Круча, д. 4, выполненному бюро оценки «Морозова & Партнеры», кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 08.08.2011 составляет

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2013 по делу n А05-13754/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также