Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу n А66-299/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-299/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 12 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и              Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройтехсервис» Лучинина С.Г. по доверенности от 10.01.2013, Каширина А.В. по доверенности от 01.11.2012, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. по доверенности от 10.04.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от                        19 марта 2013 года по делу № А66-299/2013 (судья Белова А.Г.),

у с т а н о в и л :

 

           общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройтехсервис» (ОГРН 1086952026226; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в продлении срока действия акта  выбора на земельный участок от 28.07.2011, выраженного в письме от 30.11.2012 № 18809-09, и о возложении на ответчика обязанности принять решение о продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового комплекса на ул. Оснабрюкской в Пролетарском районе г. Твери (далее – акт выбора), на разумный срок, необходимый для завершения согласования, но не менее, чем на шесть месяцев.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2013 года по делу № А66-299/2013 требования заявителя удовлетворены.

Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование правомерности отказа, выраженного в письме от 30.11.2012                   № 18809-09, ответчик ссылается на то, что в нарушение положений пунктов 2.17 и 2.18 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе «город Тверь», утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 № 213-па (в редакции, действующей с 28.08.2011) (далее – Порядок) заявителем не подтверждено осуществление фактических действий по обеспечению согласования акта выбора. Также указывает на то, что оспариваемый отказ ответчика права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.

Представитель министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по доводам и требованиям, приведенным в ней.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в ней, отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Заслушав объяснения сторон, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 06.03.2009 межведомственной комиссией администрации Тверской области (далее – межведомственная комиссия) по размещению производительных сил на территории области вынесено решение о предоставлении обществу земельного участка площадью около 10 га, расположенного по адресу: ул. Оснабрюкской в Пролетарском районе г. Твери. под строительство торгового комплекса с коммунальной зоной.

  В соответствии с этим решением заявителю выдан акт выбора для его дальнейшего согласования с членами комиссии и заинтересованными сторонами сроком действия до 28.04.2012.

Заявитель 23.04.2012 обратился в министерство с письмом о продлении срока действия акта выбора земельного участка.

Письмом от 25.05.2012 № 6618-09 министерство указало на то, что в соответствии с Порядком вопрос о продлении сроков действия актов о выборе земельных участков подлежит рассмотрению межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям.

Согласно протоколу  от 18.07.2012 № 15 межведомственная комиссия при правительстве Тверской области по земельным отношениям посчитала нецелесообразным продлить срок действия акта о выборе испрашиваемого земельного участка под проектирование и строительство торгового комплекса в связи с отсутствием подтверждения осуществления заявителем фактических действий по обеспечению согласования акта выбора.

Письмом от 30.11.2012 № 18809-09 министерство, ссылаясь на названный выше протокол, отказало обществу в продлении срока действия акта выбора.

Считая такой отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества по следующим основаниям.  

  Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами статьей, 29, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

      В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

         В рассматриваемом случае, как следует из письма от 30.11.2012                           № 18809-098, отказ министерства в продлении срока действия акта выбора мотивирован тем, что заявителем не представлено доказательств осуществления фактических действий по обеспечению согласования акта выбора.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, общество 18.11.2011, 23.12.2011 обращалось в департамент и управление с заявлениями о согласовании акта выбора.

          Письмами от 25.11.2011 и 25.01.2012 департамент и управление отказали  обществу в согласовании указанного акта, ссылаясь на письмо комитета о прекращении мероприятий по выбору земельных участков от 17.08.2011 (лист дела 66).

Таким образом, отказ в согласовании акта выбора департаментом и управлением в данном случае основан на том, что процедура по его согласованию приостановлена по распоряжению комитета.

Незаконность данных отказов подтверждена вступившими в законную силу решениями арбитражного суда по делам № А66-1176/2012,                                    № А66-1177/2012. На департамент возложена обязанность по рассмотрению заявления общества о согласовании акта выбора от 28.07.2011 в установленном порядке; на управление возложена обязанность по рассмотрению заявления общества о согласовании акта выбора от 23.12.2011.

Вместе с тем, как следует из письма управление от 07.08.2012 № 3313/03 (лист дела 65), письма администрации города Твери Тверской области  от 12.09.2012 № 01/5798-и (лист дела 67), решения Арбитражного суда Тверской области по делам № А66-1176/2012 и А66-1177/2012 не исполнены, заявления общества о согласовании акта выбора по существу не рассмотрены. При этом как управление, так и администрация указали в письмах, что принятие решения по существу возможно после продления срока согласования акта выбора.

Таким образом, из материалов дела следует, что акт выбора не согласован обществом в установленный срок в силу объективных причин, не зависящих от заявителя, по причине действий департамента и управления, незаконность которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, указанными выше.

Следовательно, в рассматриваемом случае у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что общество в период с даты выдачи акта выбора до окончания срока его действия бездействовало и не принимало каких-либо действий по обеспечению согласования акта выбора.

При этом нормами ЗК РФ не установлен срок действия акта выбора земельного участка, в течение которого заинтересованное лицо обязано обратиться с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.

Нормами названного Кодекса не предусмотрены также последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка.

Таким образом, само по себе истечение указанного в акте выбора срока, в течение которого данный акт действителен, на согласование акта выбора земельного участка не является безусловным основанием для отказа в утверждении акта выбора.

В апелляционной жалобе ее податель ссылается на пункты 2.17 и 2.18 Порядка, из которого следует, что срок проведения процедур согласования акта о выборе земельного участка может быть продлен однократно на основании предложения межведомственной комиссии на срок до двенадцати месяцев при условии наличия обоснования необходимости продления и срока продления, в том числе подтверждения заявителем осуществления фактических действий по обеспечению согласования акта о выборе. Заявление о продлении срока проведения процедур согласования акта о выборе земельного участка подается до истечения такого срока.

В данном случае материалами дела подтверждается и не оспаривается министерством, что при установлении срока действия акта выбора до 28.04.2012 с заявлением о продлении акта выбора общество обратилось в министерство 23.04.2012,  то есть до истечения установленного срока.

Таким образом, в рассматриваемом случае у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в продлении срока действия акта выбора по этому основанию.

При этом в материалах дела имеется положительное решение комиссии от 06.03.2009 (протокол № 1; листы дела 62-64), которым подтверждена целесообразность представления обществу земельного участка; сведений о его отмене материалы дела не содержат.

Нормами ЗК РФ не предусмотрено прекращение мероприятий по выбору земельного участка, данный Кодекс не устанавливает и случаев приостановления процедуры согласования акта выбора земельного участка.

         Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что оспариваемым отказом права заявителя не нарушаются, поскольку мероприятия по выбору земельного участка являются составной частью процедуры предоставления земельного участка для строительства, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что проведение процедуры предоставления земельного участка обществу в силу приведенных норм начато уполномоченными органами.

Заявителю выдан акт выбора для его дальнейшего согласования с членами межведомственной комиссией администрации Тверской области и заинтересованными сторонами сроком действия до 28.04.2012.

При этом в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 декабря 2012 года по делу № А66-9617/2012 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку названный судебный акт преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, так как в силу части 2 статьи 69 АПК РФ для арбитражного суда обязательными являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, а не выводы и правовая оценка доказательств, содержащиеся в данном решении.

Кроме того, в данном судебном акте указано на то, что решение министерством об отказе в продлении срока акта выбора земельного участка не выносилось, а отказ в продлении срока акта выбора земельного участка, выраженный в  протоколе межведомственной комиссии, сам по себе не нарушает прав и законных интересов общества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил, что в рассматриваемом случае отказ министерства не соответствует вышеприведенным нормам, правомерность отказа в продлении согласовании акта выбора ответчиком не обоснована, данный отказ  препятствует заявителю в осуществлении его предпринимательской деятельности, лишает его возможности произвести согласование и реализовать свое право на получение земельного участка для строительства.

      В связи с этим требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Суд обоснованно возложил на ответчика обязанность продлить срок действия акта выбора земельного участка.

      Следовательно, в рассматриваемом случае спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

          решение Арбитражного суда Тверской области  от 19 марта 2013 года по делу № А66-299/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – без удовлетворения.   

Председательствующий                                                            О.А. Тарасова

Судьи                                                                                          Т.В. Виноградова

                                                                                                      А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу n А66-1713/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также