Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу n А13-12749/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-12749/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей   Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Борисовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 апреля 2013 года по делу  № А13-12749/20122 (судья Селиванова Ю.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Флорис-консалтинг»                (ОГРН 1053500003677; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра) об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0202004:182 площадью 1692 кв. м, расположенного по адресу: г. Череповец, ул. Гоголя, 45, за период с 08.08.2011 по 10.10.2012 на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования земель: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Определением суда от 12.03.2013 в порядке статьи 47 АПК РФ ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области заменен на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее – Кадастровая палата).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области.

Решением суда требования удовлетворены.

Кадастровая палата в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что кадастровая стоимость земельного участка определена  исходя из  выбранного  вида разрешённого использования; у органа кадастрового учёта отсутствуют сведения о расположенных на земельном участке объектах недвижимости, в связи с чем нет возможности учесть эти сведения при расчёте кадастровой стоимости. Считают действия  Кадастровой палаты законными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).  

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

      Как следует из материалов дела, Обществу на основании свидетельства серии 35-СК № 500756 от  22.04.2009 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 35:21:0202004:0182 площадью 1692 кв. м, расположенный по адресу: г. Череповец, ул. Гоголя, 45. В свидетельстве указано разрешённое использование объекта - эксплуатация металлического склада для хранения посуды.

В результате проверки соблюдения заявителем земельного законодательства 15.03.2011 выявлено нарушение законодательства, выразившееся в использование земельного участка для эксплуатации цветочного оптового центра «БлюменСТОК» для хранения цветов и сопутствующих товаров не  в соответствии с  видом его разрешенного использования, указанным в правоустанавливающих документах – «эксплуатация металлического склада для хранения посуды», в связи с чем, ООО «Флорис-Консалтинг» выдано предписание от 15.03.2011 об устранении нарушения земельного законодательства.

Согласно полученному заявителем сообщению Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца (письмо от 23.05.2011 № 09-02/2038) земельный участок с кадастровым номером 35621:0202004:0182 в соответствии с градостроительным зонированием расположен в зоне П-3 (зона размещения производственных объектов  IV- V класса в соответствии с санитарной классификацией.

Один из видов разрешённого использования  для данной зоны, установленных Правилами землепользования и застройки города Череповца, утверждёнными решением Череповецкой городской Думы от 29.06.2010                   № 132, - «административные здания с торгово-выставочными залами, отдельно стоящие объекты торгового, бытового, административного, общественного, коммерческого назначения, административно-бытовые корпуса».

Руководствуясь данным нормативным актом, Общество 13.07.2011 обратилось в Кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка на «административные здания с торгово-выставочными залами, отдельно стоящие объекты торгового, бытового, административного, общественного, коммерческого назначения, административно-бытовые корпуса», на основании которого органом кадастрового учета принято решение  от 08.08.2011 № 21/11-661 об учете изменений объекта недвижимости. Согласно акту определения  кадастровой стоимости от 08.08.2011 кадастровая стоимость земельного участка  определена исходя из  среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида разрешенного использования, установленного постановлением Правительства  Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» (далее - Постановление № 2154) (удельный показатель - 6776,14 руб.) для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок Кадастровая стоимость земельного участка составила 11 465 228 руб. 88 коп.

Общество 17.09.2012 обратилось в Кадастровую палату с заявлением об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости, ссылаясь на неправильное применение среднего удельного показателя кадастровой стоимости. Кадастровая палата в ответе на заявление от 18.10.2012 № 01-16/1235 указала, что ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о кадастровой стоимости земельного участка не обнаружено.

Общество 14.09.2012 обратилось в Кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «объекты складского назначения». Решением от 11.10.2012 в ГКН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «объекты складского назначения». Согласно Акту определения  кадастровой стоимости от 11.10.2012 кадастровая стоимость земельного участка определена  исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 9 вида разрешенного использования, установленного Постановлением № 2154 (удельный показатель - 3521,34 руб.). Кадастровая стоимость земельного участка составила 5 958 107 руб. 28 коп.

Полагая, что при определении кадастровой стоимости в период с 08.08.2011 по 10.10.2012 органом кадастрового учета допущена ошибка, связанная с необоснованным применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 7 группе  видов разрешенного использования, Общество обратилось с  заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000                  № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пунктам 4, 9, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Подпунктом 8 пункта 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Определение вида разрешенного использования земельных участков в период спорных правоотношений производилось в соответствии Типовым перечнем видов разрешенного использования, являющимся приложением    № 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - Типовой перечень), которым предусмотрено, что к 7-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, а к 9-й группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Постановлением № 2154, которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в Вологодской области, виды разрешенного использования разграничены исходя из Типового перечня.

С учетом приведенных правовых норм при определении кадастровой стоимости конкретного земельного участка следует учитывать функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.

В акте определения кадастровой стоимости земельных участков, составленном по состоянию на 08.08.2011,  в качестве разрешенного использования указано «административные здания с торгово-выставочными залами, отдельно стоящие объекты торгового, бытового, административного, общественного, коммерческого назначения, административно-бытовые корпуса».

Суд, установив, что Общество в период с 08.08.2011 по 10.10.2012 использовало спорный земельный участок для эксплуатации здания в целях хранения цветов и сопутствующих товаров, пришёл к правильному выводу, что вид разрешённого использования земельного участка соответствует 9 группе Типового перечня.

Сведений о том, что на земельном участке располагаются административные и офисные здания, объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения,    физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, суду не представлено.

Поскольку Кадастровая палата не представила суду документы, подтверждающие правомерность отнесения спорного земельного участка к 7-му виду разрешенного использования, суд обоснованно обязал Кадастровую палату определить кадастровую стоимость земельного участка, исходя из отнесения его к 9-й группе видов разрешенного использования.

Суд первой инстанции правомерно сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11, согласно которой при присвоении земельному участку номера вида разрешенного использования уполномоченный орган должен учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.

Апелляционный суд не может согласиться с доводом Кадастровой палаты о том, что в государственном кадастре недвижимости  отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, так как Кадастровая палата не лишена возможности получить указанные сведения из других источников. Податель жалобы не предпринял мер для установления данного обстоятельства.

Кроме того, в данном случае Общество, обращаясь в арбитражный суд, не заявляло требования о признании незаконными действий Кадастровой палаты.  Решением суда действия органа кадастрового учёта также не признаны незаконными.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.   

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

          решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 апреля                 2013 года по делу № А13-12749/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  – без удовлетворения. 

Председательствующий

            Т.В. Виноградова

Судьи

            А.Ю. Докшина

           О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу n А13-15293/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также