Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А05-15009/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-15009/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 11 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

         при участии от заявителя Алферова М.С. по доверенности от 13.11.2012 № 95, от ответчика Нифантова В.А. по доверенности от 14.01.2013 № 5, Елесеенкова А.А. по доверенности от 27.08.2012 № 36,

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием                   видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 марта 2013 года по делу № А05-15009/2012 (судья Меньшикова И.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Архангельский морской торговый порт» (ОГРН 1022900515516; далее – общество, ОАО «Архангельский морской торговый порт») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному управлению государственного морского и речного надзора (ОГРН 1072901004230; далее – Северное управление) о признании недействительным предписания от 23.08.2012 № СУГМРН-04-07-17Б.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 марта 2013 года по делу № А05-15009/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы суда противоречат Федеральному закону от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ, Закон о морских портах). 

Северное управление в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки исполнения обществом пункта 1 предписания от 22.12.2011 № СУГМРН-04-07-17А Северным управлением составлен акт                        от 22.08.2012, а также выдано предписание от 23.08.2012                                              № СУГМРН-04-07-17Б о восстановлении в срок до 20.08.2013 проектной глубины в зоне причала № 2 ПРР «Экономия».

Не согласившись с предписанием Северного управления от 23.08.2012                                              № СУГМРН-04-07-17Б, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным данного предписания.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

Закон № 261-ФЗ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

В силу определений, изложенных в статье 4 данного Закона, следует, что под объектами  инфраструктуры морского порта понимаются в том числе портовые гидротехнические сооружения; причал - это портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами; к владельцам объектов инфраструктуры морского порта отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании; акватория морского порта - это водное пространство в границах морского порта.

Согласно статье 16 Закона о морских портах наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

В соответствии со статьей 8 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения в том числе безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта; предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов.

Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в частности, посредством издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта, осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением установленных норм и правил.

Минморфлотом СССР 05.08.1987 утверждены Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10-86 (далее - РД 31.35.10-86), которые распространяются на гидротехнические сооружения, крытые склады, открытые грузовые склады и дороги, рельсовые крановые пути, прочие производственные здания и сооружения, акватории и судоходные каналы морских портов и судоремонтных заводов и устанавливают порядок осуществления их технической эксплуатации.

Требования названных РД обязательны для всех работников портов, портпунктов, пристаней, судоремонтных заводов, экипажей судов, а также для работников производственных предприятий и организаций других ведомств, расположенных на территории портов и судоремонтных заводов.

Согласно пункту 3.1.3 РД 31.35.10-86 техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений должна обеспечивать: нормальные условия для плавания, стоянки и обработки судов; сохранность и повышение долговечности сооружений при их взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов, а также при воздействии гидрометеорологических факторов.

В пункте 3.1.4 названных РД определено, что глубина у кордона или у подошвы портовых гидротехнических сооружений должна устанавливаться в соответствии с классификацией глубин, приведенной в приложении 7 (справочном).

Гидротехнические сооружения и их элементы не должны иметь нарушений положения по сравнению с проектным (пункт 3.1.5).

Письмом Минтранса России от 16.12.1996 № ВЛ-6/445 утверждено Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта РД 31.3.3-97 (далее - РД 31.3.3-97), которое  содержит методические рекомендации по осуществлению контроля технического состояния гидротехнических сооружений всех типов и назначений на предприятиях морского транспорта.

В силу приложения 3 (обязательного) регулярные и периодические осмотры должны проводиться организацией, осуществляющей техническую эксплуатацию сооружений. Эти осмотры следует выполнять в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010                № 620 утвержден технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее – Технический регламент), в соответствии с пунктом 5 которого к объектам технического регулирования относятся объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.

Эксплуатирующей организацией в пункте 8 названы юридическое или физическое лицо, осуществляющие эксплуатацию материального объекта технического регулирования и несущие ответственность за безопасность его эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации и выполнение обязанностей, возлагаемых на такое лицо этим Техническим регламентом.

В силу пункта 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

Согласно пункту 187 названного Регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.

В соответствии со статьей 14 Закона № 261-ФЗ в морском порту разрабатываются обязательные постановления.

Пунктом 5.1.3 Обязательных постановлений по морскому порту Архангельск, утвержденных начальником ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» 15.02.2007, установлено, что владельцы акваторий должны производить регулярные контрольные промеры глубин на подходных каналах, в причальных зонах и ремонтные дноуглубительные работы для поддержания их проектных габаритов (длина, ширина, глубина); следить за чистотой дна путём водолазного обследования и/или гидрографического траления и поднимать обнаруженные при этом затонувшие предметы; вести постоянное наблюдение за чистотой и чистотой водной поверхности и прилегающего побережья и при обнаружении их загрязнения незамедлительно принимать меры по их очистке.

Общество считает, что оно не является владельцем акватории и  не обязано восстанавливать проектную глубину в зоне причала № 2 ПРР «Экономия».

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с такой позицией в силу следующего.

Действительно, ОАО «Архангельский морской торговый порт» не является владельцем акватории морского порта Архангельск.

Вместе с тем на него возложена обязанность по соблюдению требований  РД 31.35.10-86 и РД 31.3.3-97 как на собственника причала.

Следует также отметить, что обществом и Департаментом природных ресурсов Архангельской области заключен договор водопользования от 05.10.20109 № 29-03.02.03.004-р-ДИБВ-С-2009-00356/99, согласно   которому общество принимает в пользование протоку Кузнечиху (бассейн реки Северная Двина), цель водопользования - использование акватории водного объекта для размещения плавательных средств, способ водопользования – без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В силу указанного договора общество является пользователем водного объекта.

Согласно разделу 3 названного договора общество обязано среди прочего  своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте.

Из паспорта причала № 2 (Арх. № 00561) следует, что проектная глубина является одной из характеристик причала.

В соответствии с РД 31.3.3-97 дно как основа для установки несущих опорных элементов гидротехнического сооружения подразделяется на множество видов, в зависимости от состава, и является неотъемлемой частью и элементом сооружения.

При строительстве гидротехнических сооружений, в зависимости от типов грунта и ряда других причин, производится инженерный расчет заглубления свай (шпунта). При проведении контрольно инспекторских обследований гидротехнического сооружения обязательно осуществляются планово-высотные обследования подводной части сооружения на предмет выявления отклонений свай (шпунта) в вертикальной и горизонтальной плоскостях с соответствующими промерами глубин непосредственно у самого гидротехнического сооружения (ГОСТ Р 54523-201 1).

Изменения глубин (изменение уровня дна) могут оказывать негативное влияния на устойчивость всего сооружения в целом. Изменение глубин у причалов может происходить как в силу природных явлений (заносимость, размывание), так и в процессе его эксплуатации (работа судовых винтов, выход в акваторию засыпки через образовавшиеся зазоры вертикальной стенки причала, накапливание строительного мусора в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ и т.д).

Согласно пункту 5.1.3 Обязательных постановлений по морскому порту Архангельск общество как владелец акватории причальной зоны, должно проводить в причальных зонах дноуглубительные работы и поднимать обнаруженные затонувшие предметы.

Кроме этого, ОАО «Архангельский морской торговый порт» как  собственник и оператор причала № 2 ПРР «Экономия» в процессе своей деятельности обязано выполнять требование пункта 186 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.

Кроме того, как правильно отметило Северное управление в своем отзыве на апелляционную жалобу общества, обоснованность требований, изложенных в предписании от 23.08.2012 № СУГМРН-04-07-17Б, подтверждена постановлением мирового суда судебного участка № 6 Октябрьского округа                г. Архангельска от 19.10.2012 по делу № 4-647/2012.

В связи с изложенным, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания предписания Северного управления от 23.08.2012 № СУГМРН-04-07-17Б недействительным.

Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на неправильном применении норм материального права, поэтому не принимаются апелляционной коллегией.

Оснований для отмены решения суда не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 марта                        2013 года по делу № А05-15009/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества « Архангельский морской торговый порт» - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Н.Н. Осокина

О.Ю. Пестерева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А05-12422/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также