Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А44-7816/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-7816/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» Лашкевич О.К. по доверенности от 03.08.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области Медведева С.А. по доверенности от 18.06.2012, Ларионовой Т.В. по доверенности от 31.01.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 февраля 2013 года по делу      № А44-7816/2012 (судья Максимова Л.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее - инспекция) о признании незаконными действий по предоставлению обществу недостоверных сведений о расчетных счетах закрытого акционерного общества «Строймаш»   (далее - ЗАО «Строймаш»), выраженные в письме от 02.10.2012 № 9-07-01/019820 «Ответ на запрос», возложив обязанность на инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем предоставления в установленном порядке информации о расчетных счетах ЗАО «Строймаш», при участии третьих лиц - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных (далее – межрегиональная инспекция), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Красногорску Московской области (далее – ИФНС по городу Красногорску).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 13 февраля       2013 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Межрегиональная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала, что ведомственный информационный ресурс «Банковские счета» (далее – ресурс) формируется на основе сообщений об открытии, закрытии, об изменении реквизитов счета, поступающих в электронном виде от кредитных организаций через Банк России. До 01.01.2012 формирование ресурса осуществлялось на основе сообщений банков и уведомлений налогоплательщиков на бумажных носителях, предоставленных в инспекцию по месту учета банка и инспекцию по месту учета налогоплательщика. По состоянию на 31.05.2013 в ресурсе содержатся лишь сведения об одном счете ЗАО «Строймаш» № 40702810400520000070 в АКБ «Российский капитал» (ОАО), закрытом 02.04.2009. Иные сведения о счетах ЗАО «Строймаш» в межрегиональную инспекцию не поступали. Ходатайством от 30.05.2013 просит о рассмотрении дела без участия своих представителей. 

ИФНС по городу Красногорску отзыв на апелляционную жалобу не представила, ходатайством от 31.05.2013 просит о рассмотрении дела без участия своих представителей.

Межрегиональная инспекция и ИФНС по городу Красногорску надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 25.09.2012 о предоставлении ему, как взыскателю по исполнительному листу серии АС № 005572098, сведений о наличии у должника – ЗАО «Строймаш» (ОГРН 1035004455694, ИНН 5024035690,     место нахождения: 143400, Московская область, Красногорский район,      город Красногорск, улица Центральная, дом 3) открытых расчетных, депозитных счетов в банках. Заявление поступило в инспекцию 25.09.2012 (л. д. 7).

Инспекция письмом от 02.10.2012 № 9-07-01/019820 «Ответ на запрос» сообщила обществу, что ресурс, сопровождаемый межрегиональной инспекцией, по состоянию на 02.10.2012 не содержит сведений о банковских счетах, открытых ЗАО «Строймаш», рекомендовав обществу для получения полной информации о банковских счетах ЗАО «Строймаш» обратиться в ИФНС по городу Красногорску, в которой состоит на налоговом учете         ЗАО «Строймаш» (л. д. 8).

Не согласившись с указанными действиями инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.

С учетом положений 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007       № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

При этом частью 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ конкретизировано, что у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (часть 10 статьи 69 Закона № 229-ФЗ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество обратилось в инспекцию с запросом о получении информации о номерах счетов должника - ЗАО «Строймаш» по исполнительному листу с неистекшим сроком предъявления к исполнению, что сторонами не оспаривается.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон № 943-1) и пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Согласно статье 2 Закона № 943-1 единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Пунктом 3.1.4 Порядка ведения информационного ресурса «Банковские счета, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерациии от 18.05.2007 № ММ-3-09/314@ (далее – Порядок),                       МИ ФНС России по ЦОД обеспечивает предоставление услуги удаленного доступа к блоку «Сведения банков о счетах» информационного ресурса «Банковские счета» федерального уровня.

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что соответствующий налоговый орган может получить соответствующие сведения, содержащиеся в ресурсе, как по месту нахождения должника, так и по месту нахождения взыскателя, что не оспаривается инспекцией и подтверждено ею в жалобе.

Общество, являясь взыскателем по исполнительному листу, подтвердило свое право на получение информации об открытых у ЗАО «Строймаш» счетах, представив указанный исполнительный лист инспекции с заявлением от 25.09.2012. Следовательно, обществом соблюден порядок обращения с соответствующим запросом в территориальный налоговый орган.

В свою очередь, инспекция обязана была в силу части 10 статьи 69 Закона № 229-ФЗ в течение семи дней со дня получения запроса предоставить обществу достоверную информацию об открытых ЗАО «Строймаш» счетах в банках и иных кредитных организациях.

Вместе с тем, информация, содержащаяся в письме инспекции от 02.10.2012 № 9-07-01/019820, свидетельствовала об отсутствии у ЗАО «Строймаш» открытых расчетных, депозитных счетов в банках.

Однако как следует из материалов дела у ЗАО «Строймаш» в Сбербанке России до настоящего времени имеется расчетный счет, открытый 28.06.2004 (л. д. 77).

Соответственно, сведения, содержащиеся в письме от 02.10.2012              № 9-07-01/019820, не являлись достоверными, что повлекло нарушение права общества, как взыскателя по исполнительному листу, на получение достоверной (полной) информации об открытых должником в банках и иных кредитных организациях счетах.

Действительно, в соответствии с Порядком, ответственной за ведение ресурса является МИ ФНС России по ЦОД, которая обеспечивает ведение названного ресурса на основании сведений, полученных ею от лиц, круг которых определен указанным Порядком.

Однако данное обстоятельство не исключают для налоговых органов, независимо от их территориальной относимости и от обязательств, возложенных на них нормативными актами, действующими в сфере спорных правоотношений, обязанности по принятию мер по учету всех имеющихся у налогоплательщиков счетов в банках,  открытых (закрытых), и предоставлению о них достоверной информации, если обязанность по такому предоставлению возложена на налоговые органы.

В силу статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

При этом, с учетом положений пункта 9.4 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.02.2007 № САЭ-3-18/62@, а также Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», у инспекции имелась законом определенная обязанность и возможность в порядке взаимодействия с иными территориальными налоговыми органами получить полные сведения для ответа на запрос общества, не направляя общество для самостоятельного установления (выявления, получения) более полных сведений в налоговый орган по месту учета должника общества.

Между тем инспекция не предприняла мер по получению от ИФНС по городу Красногорску достоверной (полной) информации об открытых          ЗАО «Строймаш» счетах в банках, рекомендовав обществу обратиться в названную инспекцию для получения более полной информации о банковских счетах ЗАО «Строймаш», так как последнее состоит на налоговом учете в  городе Красногорске Московской области.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фактически инспекция уклонилась от получения данных сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия, неправмерно возложив обязанность по выявлению достоверной информации о счетах        ЗАО «Строймаш» на общество.

Инспекция доказательств того, что ею были предприняты меры по получению от ИФНС по городу Красногорску достоверной (полной) информации об открытых ЗАО «Строймаш» счетах в банках, а также по направлению в адрес общества указанной информации, не представила.

Ссылка инспекции на письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 30.10.2012 № 7-28/09538@, которое было направлено в адрес ИФНС по городу Красногорску, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку, как следует из жалобы инспекции, ответ на указанное письмо до настоящего времени не получен, что также свидетельствует о неприятии инспекцией достаточных мер по получению спорной информации (л. д. 33).

При этом в материалы дела общество представило копии платежных поручений ЗАО «Строймаш» от 24.08.2009 № 188 (л. д. 20), от 03.12.2012         № 20279 (л. д. 32), которые свидетельствует в совокупности со сведениями об открытых счетах от 05.02.2013 (л. д. 77) о наличии у ЗАО «Строймаш» до настоящего времени открытого расчетного счета в Сбербанке России (сведений об его закрытии в ресурсе не имеется).

Доводы инспекции о том, что общество, с учетом указанных платежных поручений, имело необходимую информацию о наличии счетов должника, в связи с чем нарушения прав общества не допущено, не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку данное обстоятельство не освобождает налоговый орган от обязанностей на него возложенных, а также дополнительно свидетельствует о нарушении прав взыскателя предоставлением недостоверной информации относительно счетов должника.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.

Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 февраля        2013 года по делу № А44-7816/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу n А05-3189/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также