Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу n А66-7335/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-7335/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 04 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Тверьпродторг» Егорова П.В. по доверенности от 18.05.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 марта 2013 года по делу  № А66-7335/2012 (судья Балакин Ю.П.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Тверьпродторг» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400095:141, площадью 11 667 кв. м, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: город Тверь, Александровский переулок, дом 1, выраженного в письме от 01.06.2012 № 7060-09, и о возложении обязанности в десятидневный срок принять решение о предоставлении в собственность заявителю указанного земельного участка, в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 01.06.2012, направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении, при участии третьих   лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации) (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 марта 2013 года заявленные обществом требования удовлетворены.

Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Считает, что с учетом положений пункта 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), оформление прав на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400095:141 возможно одновременно с оформлением прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0400095:142, 69:40:0400095:143, 69:40:0400095:144.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Министерство, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и              ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество на основании плана приватизации Тверского муниципального оптово-розничного торгового предприятия (далее – предприятие), утвержденного решением комитета по управлению имуществом города Твери от 28.05.1994 № 57 (т. 1, л. 31-43), является собственником нежилых зданий, расположенных в городе Твери, Александровский переулок, дом 1 (гараж площадью 182,09 кв. м, гараж -     397,6 кв. м, производственное здание - 89,54 кв. м, производственное здание - 92,12 кв. м, складское здание - 88,86 кв. м, административно-производственное здание - 2635,16 кв. м), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации прав (т. 1, л. 25-30).

Указанные здания располагались на находящемся в государственной собственности земельном участке, площадью 12 340,5 кв. м с кадастровым номером 69:40:04:00:095:0026, город Тверь, Александровский переулок, дом 1.

Названный земельный участок постановлением главы администрации города Твери от 15.03.1993 № 189-21 предоставлен предприятию в бессрочное пользование.

В связи с приватизацией предприятия и образованием общества постановление главы администрации города Твери от 15.03.1993 № 189-21 постановлением администрации города Твери от 30.11.1999 № 2453 (т. 1,          л. 133) признано утратившим силу, а данный земельный участок по договору аренды от 01.12.1999 (т. 1, л. 57-58) передан под производственную базу в аренду обществу, образованному в результате приватизации предприятия.

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 69:40:04:00:095:0026 указаны его разрешенное использование – под производственную базу, то, что он весь занят расположенными на нем зданиями и необходим для их использования, а также сведения об обременениях (сдан в аренду сроком до 31.12.2009) (т. 1, л. 54-56).

Общество в 2008 году обратилось в комитет по управлению имуществом Тверской области с заявкой на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 69:40:04:00:095:0026, на которую получен отказ, выраженный в письме от 08.08.2008 № 10793-07, в котором указано, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка необходимо выполнить его межевание с исключением земель общего пользования (т. 2, л. 107).

В 2009 году осуществлено межевание спорного земельного участка. Постановлением администрации города Твери от 21.07.2010 № 1660 (т. 2,         л. 106) утверждена схема расположения участков на кадастровом плане территории в Центральном районе кадастровый квартал 69:40:04 00 095 (т. 1,    л. 69-99) из которой следует, что из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:04:00:095:0026 и 69:40:04:00:095:0013 образованы: спорный земельный участок, площадью 11 667 кв. м под производственную базу по Александровскому переулку дом 1 (с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:141); участок площадью 604 кв. м под земли общего пользования (с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:142); участок площадью 198 кв. м под свободные земли городской застройки (с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:143); участок площадью 15 028 кв. м под территорию войсковой части по Александровскому переулок, дом 5 (с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:144).

На основании указанных схемы и постановления заявитель в органе кадастрового учета получил кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400095:141 (т. 1, л. 44-46; т. 2, л. 85-87) и 14.02.2012 обратился в министерство с заявкой о приватизации земельного участка с приложением необходимых документов (т. 1, л. 22, 23).

Письмом от 01.06.2012 № 7060-09 министерство отказало в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400095:141, поскольку с испрашиваемым земельным участком образованы в результате раздела еще три земельных участка, а в соответствии с Законом № 122-ФЗ необходимо оформление прав на все образованные участки, между тем общество обратилось с заявлением о предоставлении только испрашиваемого земельного участка.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Такой Перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее - Перечень № 475).

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данною Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду указанный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суд первой инстанции, исследовав предъявленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что общество как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем № 475.

В свою очередь, министерство, не имея претензий относительно полноты представленных обществом документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в определенный названной нормой срок не приняло решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Министерство в рассматриваемом случае отказало в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что общество обратилось с заявлением о предоставлении только испрашиваемого земельного участка, тогда как в результате раздела исходных земельных участков были образованы еще три земельных участка, оформление прав на которые должно быть произведено одновременно в соответствии с положениями Закона            № 122-ФЗ.

Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, министерство необоснованно сослалось на положения Закона № 122-ФЗ, поскольку они регулируют отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не отношения, возникающие при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, в связи с этим действие субъективного публичного права (исключительного права на приватизацию земельных участков, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ) общества не может быть ограничено необходимостью оформление прав иных лиц на все образованные участки.

Таким образом, общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, имеющий право на его выкуп, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем № 475 и, следовательно, у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.

Каких-либо иных доводов о несогласии с решением суда, кроме рассмотренных выше, подателем жалобы не приведено.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы министерства не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 13 марта 2013 года по делу № А66-7335/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу n А05-14807/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также