Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А66-5786/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 28 октября 2008 года г. Вологда Дело № А66-5786/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бараевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Надежда» на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2008 года по делу № А66-5786/2008 (судья Рощина С.Е.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Надежда» (далее – общество, ООО «Надежда») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области (далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2008 № 115 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.08.2008 по делу № А66-5786/2008 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено указанное постановление инспекции в части штрафа в размере 10 000 руб. ООО «Надежда» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Ссылается о нарушении инспекцией требований Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ), а именно: мероприятие по контролю проведено до истечения двухгодичного срока, копия акта проверки вручена продавцу, а не законному представителю. Считает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения. Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не предоставила. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда. Как усматривается из материалов дела, должностными лицами инспекции на основании решения руководителя от 08.07.2008 № 000036 в присутствии продавца общества Брезгуновой Л.В., с 12 час 20 мин до 13 час 30 мин 08.07.2008 произведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, правил продажи алкогольной продукции в магазине «Татьяна», расположенном по адресу: Тверская область, поселок Жарковский, улица Юбилейная, дом 2а, принадлежащем ООО «Надежда». По результатам проверки оформлены акт от 08.07.2008 № 000036 и протокол об административном правонарушении от 18.07.2008 № 54. В указанных документах отражено, что 08.07.2008 в названной торговой точке осуществлялась реализация алкогольной продукции: водки «Олимп», настойки «Немирофф», «Аромат вишни на коньяке» с надлежаще оформленными сертификатами соответствия (заверены непосредственно поставщиком ООО «Винтер-К», а не держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат). Заверенные в установленном порядке копии таких сертификатов 09.07.2008 представлены обществом в инспекцию. В связи с этим инспекция пришла к выводу о нарушении обществом пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55. Административное правонарушение инспекцией квалифицировано по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Рассмотрев материалы об административном правонарушении, руководитель инспекции принял постановление от 21.07.2008 № 115 о привлечении общества к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. ООО «Надежда» указанное выше постановление оспорило в судебном порядке. Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения. Вместе с тем, суд снизил размер штрафа до минимального относительно штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции в связи со следующим. Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 данного Кодекса. В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса в пределах своей компетенции. На основании пункта 2 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают руководители инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за оборотом алкогольной продукции, а также их заместители. В соответствии с пунктами 1, 4 и 5.2.1 Положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - Служба) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет, в частности, функции по контролю и надзору за оборотом алкогольной продукции непосредственно и через территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня. Следовательно, начальник инспекции межрайонного уровня является начальником инспекции федерального органа исполнительной власти - Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 данного Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции. Пунктом 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ определено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 указанного Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Кроме выше приведенного Закона правила розничной продажи алкогольной продукции установлены в разделе 1 «Общие положения» и разделе Х1Х «Особенности продажи алкогольной продукции» Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 с последующими изменения (далее - Правила). В соответствии с пунктом 11 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Из приведенных норм следует, что при розничной торговле документы на алкогольную продукцию или их надлежаще заверенные копии, подтверждающие легальность ее оборота, продавец обязан иметь и они должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится розничная продажа алкогольной продукции, поскольку с ними должен быть ознакомлен потребитель, то есть любое лицо, по его требованию. Факт события и состава административного правонарушения подтвержден материалами дела: актом от 08.07.2008 № 000036, протоколом об административном правонарушении от 18.07.2008 № 54, объяснениями продавца Брезгуновой Л.В., директора Чижиковой Н.И. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о совершении ООО «Надежда» административного правонарушения, выразившегося в нарушении иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Апелляционная инстанция отклоняет довод подателя жалобы об отсутствии состава вменяемого правонарушения ввиду наличия у общества в момент проверки копий сертификатов соответствия, заверенных печатью поставщика. Копия сертификата соответствия, заверенная печатью поставщика алкогольной продукции, не является документом, предусмотренным законодательством в целях подтверждения легальности оборота алкогольной продукции и соответствия ее установленным требованиям. Довод апелляционной жалобы о том, что инспекция провела проверку с нарушением положений пункта 4 статьи 7 Закона № 134-ФЗ, согласно которому в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года, также не принимается апелляционной коллегией. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 134-ФЗ действие названного закона направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора). В абзаце первом статьи 2 Закона № 134-ФЗ дано определение понятия «государственный контроль (надзор)», под которым следует понимать проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что под действие Закона № 134-ФЗ подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль - это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям. Так как контрольные мероприятия, проводимые налоговым органом в целях проверки соблюдения обществом правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не направлены на проверку соблюдения обществом обязательных требований к товарам (работам, услугам), то эти мероприятия не подпадают под понятие «государственный контроль», используемое в целях Закона № 134-ФЗ, в связи с чем ссылка подателя жалобы на нарушение инспекцией положений Закона № 134-ФЗ является ошибочной. Кроме того, отсутствие у продавца Брезгуновой Л.В. полномочий на представление интересов общества не исключает возможности взятия с нее объяснений по факту обнаруженного правонарушения и вручения ей копии акта проверки. Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, не позволивших полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, арбитражным апелляционным судом не установлено. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о снижении штрафа до минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку из этого следует, что судом учтены обстоятельства, смягчающих ответственность. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 названного Кодекса, не пропущен. Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. В настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2008 года по делу № А66-5786/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Надежда» - без удовлетворения. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Надежда» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по квитанции от 12.09.2008. Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи А.В. Потеева Н.С. Чельцова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А13-1036/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|