Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2013 по делу n А66-11309/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-11309/2012

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Виноградовой Т.В.,  судей Докшиной А.Ю. и                Ралько О.Б. при ведении протокола секретарями судебного заседания    Завьяловой М.Л., Воробьевой Н.Н.,

при участии от садоводческого некоммерческого партнерства «Наш сад» Герасимова П.Ю.  по доверенности от 09.10.2012, 

рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства «Наш сад» на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу                          № А66-11309/2012 (судья Балакин Ю.П.),

 

у с т а н о в и л :

 

         садоводческое некоммерческое партнерство «Наш сад» (ОГРН 1086949000940; далее – Некоммерческое партнёрство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Эммаусского сельского поселения (далее – Администрация)  от 05.07.2010 № 46/1  «Об отмене Постановления Главы администрации Эммаусского сельского поселения от 28.08.2009 № 46 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в районе д. Горохово».       К участию в деле привлечена прокуратура Калининского района Тверской области (далее – Прокуратура).

Решением суда  в удовлетворении требований отказано.

Некоммерческое партнёрство в апелляционной жалобе  и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить.  Указывают, что в силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение вопроса об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка на другой  до принятия правил землепользования и застройки входит в компетенцию главы местной администрации и осуществляется с учётом публичных слушаний; нормы Градостроительного кодекса имеют приоритет и подлежат применению вместо статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ); законом не запрещено использование земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в гражданском обороте, а не в фонде перераспределения, под садоводство; земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям; оспариваемое постановление не мотивировано.

 Администрация и Прокуратура о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем   дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

  Заслушав объяснения представителя заявителя,  исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, на основании протокола № 4 внеочередного собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Берег» от 25.11.2008 и акта приёма-передачи имущества, передаваемого  Некоммерческому партнёрству в счёт стоимости доли в уставном капитале ООО «Берег» от 25.11.2008 за заявителем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:10:000026:0274 площадью 85 654 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение, в районе деревни Горохово, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.02.2009 серия 69 АБ № 350628 (повторное, взамен свидетельства: серии 69-АБ № 317810, дата выдачи 11.12.2008; серия 69 АБ № 343786, дата выдачи 19.01.2009).

Постановлением Главы администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28.08.2009 № 46 вид разрешенного использования данного земельного участка «для сельскохозяйственного производства» изменен на вид «для ведения садоводства».

На основании протеста прокурора Калининского района от 24.06.2010     № 26/10 постановлением Администрации от 05.07.2010 № 46/1 отменено  постановление от 28.08.2009 № 46.

Некоммерческое партнёрство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 05.07.2010         № 46/1.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Закона № 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.  Суд также сослался на сведения администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о том, что  спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, и поэтому изменение вида разрешённого использования недопустимо без изменения категории земель.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что  градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;  территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;  правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;  градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительств.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статьёй  4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но,  применительно  к сельским поселениям,  до 1 июня 2014 года  решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации,  с учетом результатов публичных слушаний.

Правила землепользования и застройки территории Эммаусского сельского поселения ещё не приняты.

Следовательно, изменение вида разрешённого использования земельного участка производится решением главы местной администрации с учётом публичных слушаний. Однако такое решение не может быть произвольным, а должно соответствовать действующему законодательству.

Частью 2 статьи 81 ЗК РФ предусмотрено, что порядок предоставления  земельных участков  гражданам и их объединениям  для ведения садоводства,  огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным  законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Статьёй 12 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что при зонировании территории  определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

Данной статьёй установлены требования к схемам зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Данные схемы должны содержать сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

 Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления.

Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из системного толкования норм ЗК РФ и Закона № 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся ранее в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.

Следовательно, то обстоятельство, что ранее спорный земельный участок принадлежал на праве собственности ООО «Берег», не исключает необходимости при изменении в данном случае вида разрешённого использования соблюдения требований, установленных Законом № 66-ФЗ,  для предоставления земельных участков дачным некоммерческим объединениям.

При указанных обстоятельствах отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешённого использования спорного земельного участка постановлением от 28.08.2009 № 46.

Факт наличия или отсутствия на данном земельном участке сельскохозяйственных угодий не имеет значения, поскольку в любом случае Глава Администрации не вправе был принимать указанное постановление.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Следовательно, оспариваемое постановление издано в пределах  полномочий органа местного самоуправления.

Апелляционный суд не может согласиться с доводом о немотивированности постановления от 05.07.2010 № 46/1, поскольку данное постановление содержит ссылку на протест прокуратуры Калининского района.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

  решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу № А66-11309/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства «Наш сад» -  без удовлетворения.

Председательствующий                                                             Т.В. Виноградова

                                            

Судьи                                                                                          А.Ю. Докшина

 

                                                                                                           О.Б. Ралько

        

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2013 по делу n А13-14304/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также