Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу n А13-912/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 мая 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-912/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шатуновой Лидии Александровны на вынесенное в порядке упрощенного судопроизводства решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 апреля 2013 года по делу № А13-912/2013 (судья Селиванова Ю.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

предприниматель Шатунова Лидия Александровна (ОГРНИП 310353710900059) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2013 № 2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление предпринимателя рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 04 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что заявитель не является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, должностными лицами инспекции на основании поручения от 18.12.2012 № 240 проведена проверка деятельности предпринимателя по вопросу полноты учета денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и соблюдения порядка ведения кассовых операций.

В ходе проверки выявлено, что Шатунова Л.А. применяет системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по розничной торговле и  в виде упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) - по оптовой торговле.

Общая сумма выручки 254 393 руб., полученная от продажи товаров с применением зарегистрированной ККТ АМС-100К № 20546633, 207465471 за период с 01.12.2012 по 18.12.2012, не оприходована и не отражена в кассовой книге.

По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки полноты учета выручки от 14.01.2013 и протокол об административном правонарушении от 15.01.2013.

В протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что предпринимателем нарушены требования пунктов 3.3, 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила № 104).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении начальник инспекции 25.01.2013 вынес постановление № 2, которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К числу таких актов относится Положение № 373-П, которым установлен порядок ведения кассовых операций.

В силу условий пункта 1.1 Положения № 373-П, настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

Из пункта 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций следует, что при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением ККТ по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Главой 5 Положения № 373-П предусмотрено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004; записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги; кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись; записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

В силу пункта 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.

Распространение действующего порядка ведения кассовых операций на индивидуальных предпринимателей подтверждено Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16.03.2012 № 03-11-11/87.

Пунктом 6.1 Типовых правил № 104, устанавливается порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе обязательность оприходования в кассу денежной наличности.

Так при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в «Книгу кассира – операциониста».

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины.

После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в «Книге кассира – операциониста» и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

При этом данные Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, обязанных оприходовать в кассу денежную наличность.

Как установлено судом первой инстанции материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем  пунктов 3.3, 6.1 Положения № 373-П и пункта 6.1 Типовых правил № 104.

В рассматриваемом случае предпринимателем не была оприходована в кассу денежная наличность за период с 01.12.2012 по 18.12.2012 в общей сумме 254 393 руб.

Данный факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 15.01.2013, актом проверки полноты учета выручки от 14.01.2013, Z-отчетами, журналами кассира - операциониста по ККТ № 20546633, 207465471, и заявителем не опровергнут.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях предпринимателя содержится событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Доводы предпринимателя, о том, что он не является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности,  правомерно отклонены судом первой инстанции.

Установленный Банком России порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей (абзац первый пункта 1.1 Положения № 373-П). Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы индивидуальные предприниматели освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.

Как следует из материалов дела, предприниматель Шатунова Лидия Александровна является плательщиком ЕНВД.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предписывая налогоплательщикам нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, сохраняет для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, обязывает налогоплательщиков по единому налогу на вмененный доход соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 23, пункт 4 статьи 346.11, пункт 5 статьи 346.26 НК РФ).

Следовательно, в силу указанных положений индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина в действиях заявителя доказана административным органом, и предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции предприниматель имел возможность для соблюдения требований глав 3, 5, 6 Положения               № 373-П, пункта 6.1 Типовых правил № 104, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако в рассматриваемом случае им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприниматель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с этим апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Также суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 апреля 2013 года по делу № А13-912/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Шатуновой Лидии Александровны - без удовлетворения.

Судья

     Н.Н. Осокина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу n А44-8793/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также