Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2013 по делу n А13-14232/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Вологда

Дело № А13-14232/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

         при участии от заявителя Армеевой Л.В. по доверенности от 21.01.2013 № 24, от ответчика Царевой Ю.А. по доверенности от 15.03.2013 № 13-0-1/20,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года по делу № А13-14232/2012 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Леда» (ОГРН 1023500893294; далее – ООО «Фирма «Леда», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886) о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (далее – предписание).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года по делу № А13-14232/2012 заявленные требования удовлетворены.

Департамент городского хозяйства администрации города Вологды на основании решения Вологодской городской Думы от 01.03.2013 № 1518 переименован в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - департамент градостроительства и инфраструктуры, департамент) о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения (свидетельство серия 35 № 002189402  от 12.03.2013).

Департамент градостроительства и инфраструктуры с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что хозяйствующие субъекты, не являющиеся специализированными организациями в области обращения с отходами, в процессе деятельности которых образуются и накапливаются отходы, также обязаны соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»    (далее - Закон об отходах, Закон № 89-ФЗ).

Общество в  отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной департаментом в период с 19 по 24 октября 2012 года плановой выездной проверки  деятельности общества по вопросам соблюдения им требований законодательства в области охраны окружающей среды, установлено, что  при осуществлении своей полиграфической деятельности оно использует одноэтажную кирпичную пристройку к административному зданию, общей площадью 173,5 кв.м, нежилые помещения первого этажа и антресольного этажа, общей площадью 676,9 кв.м и нежилые помещения первого и второго, антресольного этажей общей площадью 649,2 кв.м, находящиеся в двухэтажном с антресольном этажом кирпичном административном здании с пристройкой по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 3а.

В собственности общества находится также одноэтажное кирпично-металлическое здание склада, площадью 697,8 кв.м, расположенное по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 91а, и земельный участок общей площадью 5175 кв.м.

Департаментом установлено и не оспаривается ООО «Фирма «Леда», что в результате деятельности у него образуются отходы 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак) и отходы 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)).

Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обществе предусмотрено отдельное недоступное для посторонних лиц помещение. Лампы хранятся в деревянном ящике (на момент проверки накоплено                10 штук люминесцентных ртутьсодержащих ламп).

В соответствии с договором от 24.09.2012 № 793, заключенным обществом с ООО «Эколайн», последнее оказывает услуги по утилизации отходов (среди прочего и отработанные люминесцентные лампы, лампы ДРЛ).

В силу указанного договора ООО «Фирма «Леда» обязуется подготовить отходы (отработанные люминесцентные лампы, лампы ДРЛ и дуговые, приборы с ртутным заполнением, отходы ГСМ, промасленную и использованную  ветошь, промышленные отходы) к загрузке, транспортировке и дальнейшей утилизации до прибытия транспорта ООО «Эколайн» или самостоятельно транспортировать к месту утилизации, а также обеспечить упаковку отходов. При этом услуги по утилизации отходов (пункт 1.2 договора) включают: вывоз, разгрузку, складирование, использование и передачу на использование, размещение или обезвреживание специализированным организациям.

Согласно акту об оказании услуг по утилизации отходов от 15.10.2012               № 00000713 обществом сдано на утилизацию 78 отработанных ртутных люминесцентных ламп ЛБ.

Накопление отходов 4 класса опасности идет в контейнеры (по 0,7 куб.м) для сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО), расположенные на контейнерных площадках по адресам: город Вологда, улица Зосимовская,                дом 3а, и город Вологда, улица Гагарина, дом 91а.

Указанные контейнерные площадки не обслуживаются управляющими организациями, что подтверждается Реестром мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды, являющимся приложением к генеральной схеме санитарной очистки территории города Вологды, утвержденной постановлением Администрации города Вологды от  28.12.2011 № 8042 (с последующими изменениями).

Контейнерная площадка по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 3а, значится в реестре за номером 771, в качестве организации, эксплуатирующей площадку, указано ООО «Фирма Леда».

Отходы 4 класса опасности вывозятся специализированной организацией (ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА») по договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2009 № 183, согласно которому  исполнитель обязан производить вывоз отходов из контейнеров, установленных заказчиком  (пункт 2.1), а заказчик обязан обеспечить наличие и исправное состояние контейнеров и исполнять правила складирования упаковочной тары контейнер (пункты 2.4, 2.5).

Департамент пришел к выводу о том, что обществом накапливаются отходы и при этом, в нарушение статьи 14 Закона № 89-ФЗ, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не разработаны и не согласованы в установленном порядке; в нарушение статьи 15 Закона № 89-ФЗ не проведена профессиональная подготовка лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 классов опасности;  в нарушение статьи 26 Закона № 89-ФЗ не разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и не согласован в уполномоченном органе исполнительной власти (далее – Порядок обращения с отходами).

По результатам проверки составлен акт от 24.10.2012 № 235 и вынесено предписание от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предложено в срок до 01.04.2012:

1) согласовать в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 класса опасности;

2) провести профессиональное обучение лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности;

3) представить согласованный в уполномоченном органе исполнительной власти Порядок обращения с отходами.

Не согласившись с правомерностью пунктов 2 и 3 предписания департамента от 24.10.2012 № 74, ООО «Фирма «Леда» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не осуществляет накопления отходов в понимании Закона № 89-ФЗ, в связи с этим на него не возложена обязанность по профессиональному обучению лица, допущенного к обращению с отходами и по разработке и согласованию названного выше Порядка.

При рассмотрении данного дела апелляционная коллегия руководствуется следующим.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом № 89-ФЗ.

Предусмотренные действующим законодательством требования к обращению с отходами производства и потребления направлены на предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 1 этого Закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность в том числе и по накоплению отходов , под которым  понимается  временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Следовательно, Законом №  89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из понятия «обращения с отходами», данного Законом № 89-ФЗ, под ним понимается любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 02.10.2012 № 4973/12 по делу                                     № А60-50398/2011 изложена позиция, согласно которой накопление отходов осуществляется не только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Ими выступают и иные организации, в процессе производственной деятельности которой образуются отходы.

Аналогичный вывод изложен и в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58.

В связи с этим, поскольку в результате осуществления деятельности общества образуются отходы производства и потребления 1 и 4 классов опасности,  апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что общество накапливает отходы и в связи с этим на него возложена обязанность по соблюдению требований Закона № 89-ФЗ, в том числе и статьей 15 и 26 названного Закона.

Пунктом 2 предписания обществу указано на необходимость организации обучения специалистов на право обращения с отходами 1 - 4 классов опасности.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с соответствующими отходами.

Пунктом 3 оспариваемого ненормативного акта ООО «Фирма «Леда» предписано представить согласованный в уполномоченном органе исполнительной власти Порядок производственного контроля в области обращения с отходами в соответствии со статьей 26 Закона № 89-ФЗ.

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Статья 26 Закона об отходах возлагает обязанность организовать и осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами, а также разработать и согласовать с соответствующими органами исполнительной власти порядок осуществления такого контроля на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Невыполнение требований статьи 15 и 26 Закона об обращении с отходами на момент проверки обществом не оспаривается.

Ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума ВАС РФ  от 13.03.2012 № 15331/11 ошибочна, поскольку в данном постановлении Президиума ВАС РФ дана правовая оценка действиям учреждения, помещающего образующиеся в результате его деятельности отходы на специально обустроенные места (площадки) для накопления (временного складирования), которые организованы и эксплуатируются управляющей организацией.

Указанное учреждение занимало нежилое помещение в многоквартирном доме, и бытовые отходы временно складировало в контейнеры в специально оборудованных местах (на площадках) в соответствии с заключенным между ним и управляющей организацией муниципальным контрактом на оказание услуг по вывозу и переработке бытового мусора от нежилых помещений.

В рассматриваемом случае, указанные выше условия заключенных обществом договоров от 01.01.2009 № 183 и от 24.09.2012 № 793, их фактическое выполнение, принадлежность контейнерных площадок  обществу, самостоятельная эксплуатация обществом и обслуживание указанных мест для накопления образующихся в результате своей деятельности отходов, свидетельствуют о том, что именно ООО «Фирма «Леда» до момента вывоза отходов с площадки осуществляет их  накопление.

С учетом изложенного, пункты 2 и 3 предписания Департамента городского хозяйства администрации города Вологды от 24.10.2012 № 74 соответствуют Закону № 89-ФЗ, оснований для признания их недействительными у суда первой инстанции не имелось.

В связи с этим решение суда от 19.02.2013 подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля                   2013 года по делу № А13-14232/2012 отменить.

 Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Леда» в признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (ранее до переименования – Департамента городского хозяйства администрации города Вологды) от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Н.Н. Осокина

В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2013 по делу n А13-10945/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также