Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2013 по делу n А13-14232/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Вологда Дело № А13-14232/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., при участии от заявителя Армеевой Л.В. по доверенности от 21.01.2013 № 24, от ответчика Царевой Ю.А. по доверенности от 15.03.2013 № 13-0-1/20, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года по делу № А13-14232/2012 (судья Киров С.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Леда» (ОГРН 1023500893294; далее – ООО «Фирма «Леда», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886) о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (далее – предписание). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года по делу № А13-14232/2012 заявленные требования удовлетворены. Департамент городского хозяйства администрации города Вологды на основании решения Вологодской городской Думы от 01.03.2013 № 1518 переименован в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - департамент градостроительства и инфраструктуры, департамент) о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения (свидетельство серия 35 № 002189402 от 12.03.2013). Департамент градостроительства и инфраструктуры с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что хозяйствующие субъекты, не являющиеся специализированными организациями в области обращения с отходами, в процессе деятельности которых образуются и накапливаются отходы, также обязаны соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах, Закон № 89-ФЗ). Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как следует из материалов дела, в ходе проведенной департаментом в период с 19 по 24 октября 2012 года плановой выездной проверки деятельности общества по вопросам соблюдения им требований законодательства в области охраны окружающей среды, установлено, что при осуществлении своей полиграфической деятельности оно использует одноэтажную кирпичную пристройку к административному зданию, общей площадью 173,5 кв.м, нежилые помещения первого этажа и антресольного этажа, общей площадью 676,9 кв.м и нежилые помещения первого и второго, антресольного этажей общей площадью 649,2 кв.м, находящиеся в двухэтажном с антресольном этажом кирпичном административном здании с пристройкой по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 3а. В собственности общества находится также одноэтажное кирпично-металлическое здание склада, площадью 697,8 кв.м, расположенное по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 91а, и земельный участок общей площадью 5175 кв.м. Департаментом установлено и не оспаривается ООО «Фирма «Леда», что в результате деятельности у него образуются отходы 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак) и отходы 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)). Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обществе предусмотрено отдельное недоступное для посторонних лиц помещение. Лампы хранятся в деревянном ящике (на момент проверки накоплено 10 штук люминесцентных ртутьсодержащих ламп). В соответствии с договором от 24.09.2012 № 793, заключенным обществом с ООО «Эколайн», последнее оказывает услуги по утилизации отходов (среди прочего и отработанные люминесцентные лампы, лампы ДРЛ). В силу указанного договора ООО «Фирма «Леда» обязуется подготовить отходы (отработанные люминесцентные лампы, лампы ДРЛ и дуговые, приборы с ртутным заполнением, отходы ГСМ, промасленную и использованную ветошь, промышленные отходы) к загрузке, транспортировке и дальнейшей утилизации до прибытия транспорта ООО «Эколайн» или самостоятельно транспортировать к месту утилизации, а также обеспечить упаковку отходов. При этом услуги по утилизации отходов (пункт 1.2 договора) включают: вывоз, разгрузку, складирование, использование и передачу на использование, размещение или обезвреживание специализированным организациям. Согласно акту об оказании услуг по утилизации отходов от 15.10.2012 № 00000713 обществом сдано на утилизацию 78 отработанных ртутных люминесцентных ламп ЛБ. Накопление отходов 4 класса опасности идет в контейнеры (по 0,7 куб.м) для сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО), расположенные на контейнерных площадках по адресам: город Вологда, улица Зосимовская, дом 3а, и город Вологда, улица Гагарина, дом 91а. Указанные контейнерные площадки не обслуживаются управляющими организациями, что подтверждается Реестром мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды, являющимся приложением к генеральной схеме санитарной очистки территории города Вологды, утвержденной постановлением Администрации города Вологды от 28.12.2011 № 8042 (с последующими изменениями). Контейнерная площадка по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 3а, значится в реестре за номером 771, в качестве организации, эксплуатирующей площадку, указано ООО «Фирма Леда». Отходы 4 класса опасности вывозятся специализированной организацией (ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА») по договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2009 № 183, согласно которому исполнитель обязан производить вывоз отходов из контейнеров, установленных заказчиком (пункт 2.1), а заказчик обязан обеспечить наличие и исправное состояние контейнеров и исполнять правила складирования упаковочной тары контейнер (пункты 2.4, 2.5). Департамент пришел к выводу о том, что обществом накапливаются отходы и при этом, в нарушение статьи 14 Закона № 89-ФЗ, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не разработаны и не согласованы в установленном порядке; в нарушение статьи 15 Закона № 89-ФЗ не проведена профессиональная подготовка лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 классов опасности; в нарушение статьи 26 Закона № 89-ФЗ не разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и не согласован в уполномоченном органе исполнительной власти (далее – Порядок обращения с отходами). По результатам проверки составлен акт от 24.10.2012 № 235 и вынесено предписание от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предложено в срок до 01.04.2012: 1) согласовать в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 класса опасности; 2) провести профессиональное обучение лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности; 3) представить согласованный в уполномоченном органе исполнительной власти Порядок обращения с отходами. Не согласившись с правомерностью пунктов 2 и 3 предписания департамента от 24.10.2012 № 74, ООО «Фирма «Леда» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не осуществляет накопления отходов в понимании Закона № 89-ФЗ, в связи с этим на него не возложена обязанность по профессиональному обучению лица, допущенного к обращению с отходами и по разработке и согласованию названного выше Порядка. При рассмотрении данного дела апелляционная коллегия руководствуется следующим. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом № 89-ФЗ. Предусмотренные действующим законодательством требования к обращению с отходами производства и потребления направлены на предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду. Согласно статье 1 этого Закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность в том числе и по накоплению отходов , под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Следовательно, Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Исходя из понятия «обращения с отходами», данного Законом № 89-ФЗ, под ним понимается любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011 изложена позиция, согласно которой накопление отходов осуществляется не только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Ими выступают и иные организации, в процессе производственной деятельности которой образуются отходы. Аналогичный вывод изложен и в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58. В связи с этим, поскольку в результате осуществления деятельности общества образуются отходы производства и потребления 1 и 4 классов опасности, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что общество накапливает отходы и в связи с этим на него возложена обязанность по соблюдению требований Закона № 89-ФЗ, в том числе и статьей 15 и 26 названного Закона. Пунктом 2 предписания обществу указано на необходимость организации обучения специалистов на право обращения с отходами 1 - 4 классов опасности. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с соответствующими отходами. Пунктом 3 оспариваемого ненормативного акта ООО «Фирма «Леда» предписано представить согласованный в уполномоченном органе исполнительной власти Порядок производственного контроля в области обращения с отходами в соответствии со статьей 26 Закона № 89-ФЗ. Статьей 19 Закона № 89-ФЗ обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Статья 26 Закона об отходах возлагает обязанность организовать и осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами, а также разработать и согласовать с соответствующими органами исполнительной власти порядок осуществления такого контроля на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Невыполнение требований статьи 15 и 26 Закона об обращении с отходами на момент проверки обществом не оспаривается. Ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2012 № 15331/11 ошибочна, поскольку в данном постановлении Президиума ВАС РФ дана правовая оценка действиям учреждения, помещающего образующиеся в результате его деятельности отходы на специально обустроенные места (площадки) для накопления (временного складирования), которые организованы и эксплуатируются управляющей организацией. Указанное учреждение занимало нежилое помещение в многоквартирном доме, и бытовые отходы временно складировало в контейнеры в специально оборудованных местах (на площадках) в соответствии с заключенным между ним и управляющей организацией муниципальным контрактом на оказание услуг по вывозу и переработке бытового мусора от нежилых помещений. В рассматриваемом случае, указанные выше условия заключенных обществом договоров от 01.01.2009 № 183 и от 24.09.2012 № 793, их фактическое выполнение, принадлежность контейнерных площадок обществу, самостоятельная эксплуатация обществом и обслуживание указанных мест для накопления образующихся в результате своей деятельности отходов, свидетельствуют о том, что именно ООО «Фирма «Леда» до момента вывоза отходов с площадки осуществляет их накопление. С учетом изложенного, пункты 2 и 3 предписания Департамента городского хозяйства администрации города Вологды от 24.10.2012 № 74 соответствуют Закону № 89-ФЗ, оснований для признания их недействительными у суда первой инстанции не имелось. В связи с этим решение суда от 19.02.2013 подлежит отмене. Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2013 года по делу № А13-14232/2012 отменить. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Леда» в признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (ранее до переименования – Департамента городского хозяйства администрации города Вологды) от 24.10.2012 № 74 по устранению выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи Н.Н. Осокина В.И. Смирнов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2013 по делу n А13-10945/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|