Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу n А05-13983/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 мая 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-13983/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 января 2013 года по делу       № А05-13983/2012 (судья Звездина Л.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее – общество; ОГРН 1042902405875; Архангельская область, город Онега,       улица Козлова, дом 27) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее – управление; ОГРН 1092901006725; город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 21.09.2012 № 8467 о выкупе земельного участка, выразившихся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) срок решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: производственная деятельность (лесопильный участок), площадью 15580 +/- 44 кв. м, с кадастровым номером 29:27:060235:1, расположенного по адресу: Архангельская область, город Онега, улица Козлова; а также о возложении на учреждение обязанности устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества, подготовить и направить проект договора купли-продажи данного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 января        2013 года заявленные обществом требования удовлетворены, действия управления, выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 ЗК РФ срок решения о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка признаны незаконными, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятии решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в собственность, подготовить и направить проект договора купли-продажи данного земельного участка.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на наличие оснований для отказа в приватизации испрашиваемого обществом земельного участка, поскольку на нем находится грунтовая дорога, а также на отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о возможности продажи спорного земельного участка.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – здание лесопильного участка, расположенное по адресу: Архангельская область, город Онега, улица Козлова, дом 27 (л. д. 17).

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 15 580 +/- 44 кв. м,  имеющем кадастровый номер 29:27:060235:1, который относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: производственная деятельность (лесопильный участок) и находится в собственности Российской Федерации.

Общество обратилось в управление с заявлением о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, к которому приложило необходимые документы.

Управление, рассмотрев заявление и документы общества, направило заявителю письмо от 21.09.2012 № 8467, в котором указало, что Росимущество вернуло документы общества с отказом в предоставлении земельного участка в собственность.

К названному ответу управлением приложено письмо Росимущества от 14.09.2012 № ПП-10/38963, в котором указано, что исходя из материалов фотофиксации, содержащихся в акте оперативной проверки спорного земельного участка, через этот участок, имеющий частичное ограждение, проходит грунтовая дорога, которая имеет признаки территории общего пользования. Кроме этого, из материалов фотофиксации и обоснования площади земельного участка невозможно сделать вывод об использовании всей площади испрашиваемого земельного участка для производственной деятельности общества.

Не согласившись с указанными действиями управления, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 приведенного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее – Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 этого же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

Кроме того, обществом представлено письмо Онежского филиала «Бюро технической инвентаризации» государственного унитарного предприятия Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» от 30.01.2012      № 24, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером  29:27:060235:1, расположенном по адресу: Архангельская область, город Онега, улица Козлова, дом 27, находится здание лесопильного цеха, также в письме указано, что на данном участке другие объекты недвижимости отсутствуют     (л. д. 20).

Однако управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не приняло решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению общества, не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Податель жалобы указывает на наличие оснований для отказа в приватизации земельного участка, предусмотренных пунктом 12 статьи 85      ЗК РФ, поскольку на спорном земельном участке находится грунтовая      дорога.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как следует из материалов дела, представителем управления совместно с руководителем общества обследован спорный земельный участок и составлен акт оперативной проверки земельного участка от 31.07.2012 (л. д. 82), согласно которому на спорном земельном участке расположено здание лесопильного цеха, находящееся в собственности общества, открытая площадка складирования сырья деревообработки, в центральной части участка установлены станки для распиловки древесины. В акте также указано, что через участок проходит грунтовая дорога, участок частично зарос кустарниковой растительностью, земельный участок используется в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В акте обществу предложено оформить правоустанавливающие документы на земельный участок для развития производства.

Вместе с тем, из пояснений представителя заявителя, данных в суде первой инстанции, следует, что на территории спорного земельного участка имеются подъездные пути, которые управление при составлении акта осмотра посчитало грунтовой дорогой. Указанные подъездные пути не могут расцениваться в качестве грунтовой дорогой общего пользования, так как они не являются проходными (сквозными) через земельный участок, что также подтверждается тем, что на плане земельного участка какая-либо дорога отсутствует.

Действительно на плане земельного участка, являющегося составной частью кадастрового паспорта спорного земельного участка, указание на наличие какой-либо дороги отсутствует.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о дороге общего пользования, расположенной по адресу: Архангельская область, город Онега, улица Козлова, дом 27, площадь 1500 кв. м, также отсутствует, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и        картографии по архангельской области и Ненецкому автономному округу от 01.10.2012 № 01/070/2012-95 (л. д. 29).

При этом из представленной в материалы дела фотографии, имеющей надпись «Дорога», невозможно сделать вывод о том, что на ней изображена грунтовая дорога, являющаяся землей общего пользования.

Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод управления о том, что из материалов фотофиксации и обоснования площади земельного участка невозможно сделать вывод об использовании всей площади испрашиваемого земельного участка для производственной деятельности общества.

Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса, которым определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Пунктом 7 статьи 36 указанного Кодекса установлено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу n А44-3434/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также