Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А05-16449/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-16449/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2013 года по делу № А05-16449/2012 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

 

администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области о взыскании 3 373 000 руб., в том числе 3 370 000 руб. убытков, связанных с предоставлением Марковой К.А. квартиры, расположенной по адресу: г.Нарьян-Мар, ул.Ленина, д. 29-Б, кв. 55, и 3000 руб. убытков, связанных с оплатой независимого эксперта по оценке рыночной собственности квартиры.

В исковом заявлении третьим лицом указаны Министерство образования  и науки Архангельской области, Правительство Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля            2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано             3 373 000 руб.  убытков.

Правительство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- судом первой инстанции не было учтено, что органы государственной власти Архангельской области осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочие по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 и пункта 3 статьи 26.6 Федерального закона от 06 сентября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ). На момент вынесения решения Арбитражного суда указанный федеральный закон или договор между органами государственной власти Архангельской области и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, регулирующий отношения в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовал. Таким образом, с 01 января 2013 года органы государственной власти Архангельской области не имели полномочий по наделению органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку указанное полномочие в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01 января 2013 года осуществляется органами государственной власти Ненецкого автономного округа самостоятельно;

- на момент вынесения решения Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2013 года органы государственной власти Архангельской области не осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области;

- заявленное истцом правовое обоснование своих требований не может трактоваться как гражданско-правовые отношения, такой спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений;

- суд не учел, что средняя рыночная стоимость жилья, подлежащего предоставлению в Ненецком автономном округе на состав семьи из одного человека составляет 869 000 руб. с учетом средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Ненецком автономном округе, установленной приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 26.09.2011 № 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года» и исходя из нормы предоставления жилой площади 20 кв.м на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Совета городского округа «Нарьян-Мар» от 21.05.2009 № 498-р.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили. Администрация в отзыве на жалобу возражала относительно ее удовлетворения. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, Маркова К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 09.06.2012 № 1253 Маркова К.А. поставлена на учет на получение муниципальной жилой площади в очередь в общем списке - 2013, во внеочередном списке - 100.

Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 08 августа 2012 года по делу № 2-527/2012 удовлетворен иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Марковой К.А. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Решением суда на администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» возложена обязанность предоставить Марковой К.А. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 кв.м общей площади.

Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 30.10.2012 № 2276 Марковой К.А. по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира № 55 в доме № 29Б по ул. Ленина в г. Нарьян-Маре, общей площадью 49,5 кв.м. Договор социального найма жилого помещения № 402 с Марковой К.А. заключен 01.11.2012.

Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права                         от 05.12.2005 серии 29-АЕ № 005379.

Согласно выполненному оценщиком Егоровым Н.А. отчету № 339/12 от 21.11.2012 рыночная стоимость квартиры, предоставленной Марковой К.А., по состоянию на 01.11.2012  составляла 3 370 000 руб.

Стоимость услуг по оценке рыночной стоимости квартиры согласно договору и счету от 20.11.2012 № 339 составила 3000 руб.

Истец, полагая, что в результате предоставления указанной квартиры Марковой К.А., он понес убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение закреплено в статье 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001).

Согласно статье 5 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-03 «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего Областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого Закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего Областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Следовательно, администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» как орган местного самоуправления в 2012 году была наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Вместе с тем согласно части  5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На исполнение указанных государственных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год.

Областным законом от 16.12.2011 № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»  на 2012 года предусмотрена субвенция в размере 9 080 000 руб. С учетом неиспользованных средств                   2011 года и субвенции из федерального бюджета общий размер субвенции на 2012 год составил 18 340 090 руб.

Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в 2012 году для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приобретена за счет средств субвенции 1 квартира общей стоимостью 2 128 500 руб.

В 2012 году администрацией муниципального

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А05-14569/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также