Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2013 по делу n А05-2400/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2013 года

г. Вологда

  Дело № А05-2400/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                  Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2013 года по делу № А05-2400/2012 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Котлас»                                 (ОГРН 1062904000026; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее - Министерство финансов Архангельской области) о взыскании 1 670 000 руб. убытков, возникших в результате предоставления Клинчук Ольге Анатольевне, на иждивении которой находятся трое несовершеннолетних детей, в том числе ребенок-инвалид, трехкомнатной квартиры № 107 в доме № 44 по ул. Мартемьяновской в г. Котласе.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская область в лице Министерства здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля             2012 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 1 670 000 руб. убытков.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2012 года решение Арбитражного суда Архангельской области от           26 апреля 2012 года по настоящему делу отменено, в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2012 решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля 2012 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2012 года по делу № А05-2400/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2012 во исполнение указаний суда кассационной инстанции, содержащихся в постановлении от 26.11.2012, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области, при этом суд исключил ее из числа третьих лиц.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 января             2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.                                     С Министерства финансов Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 1 670 000 руб. убытков, в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.

Министерство финансов Архангельской области с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит его отменить. Податель жалобы считает, что в части являющихся предметом спора полномочий по обеспечению жильем инвалидов главным распорядителем бюджетных средств выступает Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области. При этом ответственность Министерства финансов Архангельской области может наступить лишь в случае отсутствия главного распорядителя средств бюджета Архангельской области по спорным взаимоотношениям, что, по мнению апеллянта, неприменимо к обстоятельствам данного дела.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, решением Котласского городского суда Архангельской области от 01.04.2011 по делу № 2-505, вступившим в законную силу 19.04.2011, удовлетворены исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних Клинчук К.А., Клинчука Е.В., Дурягина М.А. и в соответствии со статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на Администрацию возложена обязанность предоставить по договору социального найма отдельную квартиру на семью из четырех человек, не менее 12 квадратных метров общей площади на одного человека, с учетом права ребенка-инвалида Клинчук К.А. на дополнительную жилую площадь.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение решения Котласского городского суда Архангельской области на основании постановления и.о.главы Администрации от 29.12.2011 № 3776 Клинчук Ольге Анатольевне предоставлена по договору социального найма квартира № 107 в доме № 44 по улице Мартемьяновской в городе Котласе общей площадью 60,7 кв.м на состав семьи из 4 человек, включая Клинчук К.А. (дочь), Дурягина М.А. (сын), Клинчука Е.В. (сын).

Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования «Котлас» «Информационный расчетный центр» и Клинчук О.А. 02.02.2012 заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

Отчетом об определении рыночной стоимости квартиры № 107, расположенной по адресу: г. Котлас, ул. Мартемьяновская, дом 44, установлена ее стоимость в размере 1 670 000 руб. по состоянию на 17.02.2012.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате предоставления указанной квартиры семье, имеющей ребенка-инвалида, истец понес убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы. По мнению истца, понесенные им расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации в возражениях на иск указало, что предоставление жилого помещения для инвалидов является обязанностью истца и что Архангельской области из федерального бюджета выделены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и обязательства Российской Федерацией исполнены в полном объеме.

Проверив обоснованность доводов истца, возражений Министерства финансов Российской Федерации, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска за счет казны Министерства финансов Архангельской области.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации содержит положения о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614.

Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

При этом пунктом 3 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2                  статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19                (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статей 6 и 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Согласно положениям части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2013 по делу n А52-1620/2012. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также