Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу n А05-4665/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 октября 2008 года г. Вологда Дело № А05-4665/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., при участии от муниципального унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление № 7» Сычевой Е.В. по доверенности от 01.07.2007, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление № 7» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июля 2008 года по делу № А05-4665/2008 (судья Чурова А.А.),
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Строительно-монтажное управление № 7» (далее – МУП «СМУ № 7», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Северодвинску Архангельской области (далее – Инспекция) о признании недействительным требования № 4037 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.03.2008 в части недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 266 752 руб., пеней по НДФЛ - 516 394 руб. 11 коп., штрафа по НДФЛ – 34 307 руб. 80 коп. Решением суда требования удовлетворены частично: оспариваемое требование признано недействительным в части пункта 1 в сумме 191 752 руб. НДФЛ, пункта 3 в сумме 34 307 руб. 80 коп. штрафа по статье 123 НК РФ по НДФЛ. В удовлетворении остальной части требований отказано. Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа признать недействительным требование Инспекции в части недоимки по НДФЛ в сумме 75 000 руб. и пеней по НДФЛ в сумме 516 394 руб. 11 коп. и требования в данной части удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на пропуск срока для взыскания задолженности по НДФЛ и пеней за несвоевременное перечисление налога в бюджет, поскольку задолженность в сумме 266 752 руб. образовалась в результате неперечисления налога в октябре, ноябре и декабре 2004 года, сведения об удержании которого были представлены Инспекции 21.01.2005. Считает неправомерным взыскание пеней за несвоевременную уплату НДФЛ за 4 квартал 2004 года и 2005 год в связи с непринятием налоговым органом мер для своевременного взыскания недоимки и пеней. Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, однако представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда частичной отмене и изменению в связи с неправильным применением норм материального права. Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Предприятия, по результатам которой принято решение от 15.01.2008 № 25-05/251 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предприятию, в частности, предложено уплатить НДФЛ в сумме 266 752 руб. и пени по НДФЛ – 580 114 руб. 78 коп. Инспекцией установлено и в акте налоговой проверки от 10.12.2007 № 42-05/51 ДСП отражено, что за период с 01.10.2004 по 03.09.2006 у Предприятия образовалась задолженность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ в сумме 2 027 980 руб. В решении от 15.01.2008 № 25-05/251 указано, что по состоянию на 28.12.2007 задолженность частично – в сумме 1 761 228 руб. погашена и составляет 266 752 руб. На основании решения по результатам выездной налоговой проверки Предприятию выставлено требование № 4037 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которым, в частности, предложено уплатить НДФЛ в сумме 266 752 руб. и пени по НДФЛ – 580 114 руб. 78 коп. Судом первой инстанции установлено, что Предприятие платежным поручением от 17.01.2008 № 1, то есть до выставления оспариваемого требования, перечислило НДФЛ в сумме 191 752 руб. по результатам выездной налоговой проверки, в связи с чем требование № 4037 признано недействительным в части НДФЛ в указанной сумме. Остальная включенная в требование задолженность в сумме 75 000 руб. (266 752 руб. - 191 752 руб.) составляет НДФЛ за декабрь 2004 года, что признано сторонами. Инспекцией по результатам налоговой проверки начислены пени по НДФЛ в сумме 580 114 руб. 78 коп. Из расчета пеней (приложение № 1 к решению от 15.01.2008 № 25-05/251) (листы дела 75 – 76) видно, что пени начислены за период с 06.12.2004 по 15.01.2008 на налог, удержанный в период с 06.12.2004 по 16.08.2006. Из начисленной суммы пеней 580 114 руб. 78 коп. Предприятие не оспаривает пени в сумме 63 720 руб. 67 коп. Согласно расчету заявителя (листы дела 22 - 23) не оспариваются пени, начисленные на налог, удержанный за январь – июль 2006 года. Оспариваемая сумма пеней составляет 516 394 руб. 11 коп. Предприятие в апелляционной жалобе не оспаривает факт неуплаты им НДФЛ за декабрь 2004 года в сумме 75 000 руб. и неуплаты своевременно НДФЛ за ноябрь, декабрь 2004 года и 2005 год, на задолженность по которому начислены пени в сумме 516 394 руб. 11 коп. Возражения заявителя основаны на пропуске, по его мнению, налоговым органом срока для принудительного взыскания задолженности за декабрь 2004 года и 2005 год. При этом Предприятие ссылается на то, что факт неуплаты налога был известен Инспекции до проведения выездной налоговой проверки, поскольку заявителем своевременно представлялись сведения о доходах физических лиц за 2004 и 2005 годы по установленной форме. Суд первой инстанции не принял данный довод налогоплательщика, сославшись на то, что Налоговым кодексом РФ предусмотрена отдельная процедура взыскания налогов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки. По мнению апелляционной инстанции, данный вывод является ошибочным, поскольку наличие такой отдельной процедуры не освобождает налоговый орган от обязанности по своевременному выявлению и взысканию задолженности, которая должна быть установлена вне рамок выездной налоговой проверки. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов не только посредством налоговых проверок (камеральных и выездных), но и путем проверки данных учета и отчетности, получения объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Эта обязанность должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, обязанность по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. При этом в силу пунктов 3 и 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты должны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Налоговые агенты обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В пункте 1 статьи 46 НК РФ указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке в порядке, установленном статьей 46 НК РФ. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ в редакции, действовавшей в спорные периоды). Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды) требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику при наличии у него недоимки. Правила статьи 69 НК РФ согласно пункту 9 статьи 69 НК РФ применяются и в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту. Сроки направления требования налогоплательщику – об уплате налога, а налоговому агенту - о перечислении налога установлены в статье 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога и пеней, выставленное в соответствии с решением по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику или налоговому агенту в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70, 46, 48 НК РФ. На это же указано и в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71. В данном случае, принимая во внимание установленные законодательством о налогах и сборах сроки перечисления удержанных с доходов физических лиц, полученных в 2004 и 2005 годах, сумм налога на доходы, своевременное представление Предприятием в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2004 и 2005 годы и начисленных и удержанных в этих налоговых периодах суммах налога на доходы физических лиц, и руководствуясь статьями 70, 46 и 48 НК РФ, определяющими сроки направления требования об уплате (перечислении) недоимки и порядок взыскания недоимки по налогам, апелляционная инстанция пришла к выводу, что налоговый орган уже на дату направления оспариваемого требования утратил право на взыскание задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2004 и 2005 годы. При надлежащей организации учета и контроля за полнотой и своевременностью поступления сумм налогов, указанных налоговым агентом в своевременно представленных в налоговый орган сведениях о доходах физических лиц за 2004 и 2005 годы и суммах начисленных и удержанных в этих налоговых периодах налогов, налоговый орган на основании требований статьи 45 НК РФ в корреспонденции со статьями 31, 32 НК РФ имел возможность и обязан был произвести своевременное взыскание неуплаченного или не полностью уплаченного налога в порядке, установленном статьей 46 НК РФ. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит изъятий из обязанности налоговых органов вести учет за своевременностью и полнотой поступления в бюджеты подлежащих уплате налогов и сборов, в том числе налогов, перечисляемых налоговыми агентами, а также своевременно принимать меры по взысканию не уплаченных обязанными лицами в установленном статьями 45, 24, 46 (пунктом 3) НК РФ порядке платежей в бюджеты. Налоговый орган обязан вести учет сумм налогов, перечисляемых в бюджет организациями - налоговыми агентами, в том числе налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов физических лиц. В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Сведения о доходах физических лиц за конкретный налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 2 статьи 230 НК РФ). За неисполнение этой обязанности статьей 126 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа. Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается, что Предприятие своевременно представило в Инспекцию сведения о начисленных и удержанных суммах налога на доходы за 2004 и 2005 год. Следовательно, при наличии надлежащего учета уплаченных Предприятием как налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц налоговый орган обязан был своевременно направить требование на перечисление в бюджет удержанной, но не перечисленной в бюджет суммы налога на доходы физических лиц. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.05.2008 № 3378/08. Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ пени являются лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пеней одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме. При таких обстоятельствах оспариваемое требование налогового органа подлежит признанию недействительным в части НДФЛ в сумме 266 752 руб. (191 752 руб. + 75 000 руб.) и пеней по НДФЛ в сумме 516 394 руб. 11 коп. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя в Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу n А66-3778/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|