Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А44-4714/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 февраля 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-4714/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного областного унитарного предприятия «Вече»  на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 ноября 2012 года по делу № А44-4714/2012 (судья Ларина И.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

Государственное областное унитарное предприятие  «Новгороддорпроект» (ОГРН 1025300795398; далее – ГОУП «Новгороддорпроект», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Великому Новгороду УНД Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) по Новгородской области (ОГРН 1045300290947; далее – отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2012 № 79 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

ГОУП «Новгороддорпроект» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ)  внесена запись за основным государственным регистрационным номером 2125321072831. После реорганизации Государственное областное унитарное предприятие «Вече» (ОГРН 1025300787445; далее – ГОУП «Вече», предприятие) является правопреемником по правам и обязательствам ГОУП «Новгороддорпроект», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 24.10.2012 № 17695 (листы дела 110-121). 

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23.11.2012 по делу № А44-4714/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ГОУП «Вече» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Считает, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом за пределами его полномочий. Кроме того, протоколы по частям 3 и 4 КоАП РФ составлены государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, который вправе составлять протоколы только по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Отдел в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения              от 06.03.2012 № 160 (лист дела 28) в период с 15.03.2012 по 23.03.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения предприятием  обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55а.

В ходе указанной проверки административным органом выявлены следующие нарушения:

- на окнах установлены глухие металлические решетки (первый этаж) (пункт 40 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03));

- в подвале допущено хранение горючих предметов и материалов (деревянная мебель) (пункт 40 ППБ 01-03).

Указанные нарушения влекут ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Кроме того, - светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (подвал, кабинеты) (пункт 60 ППБ 01-03);

- эксплуатация электрических сетей осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (разветвительные коробки не закрыты крышками, скрутки) (пункт 57 ППБ 01-03);

- пожарные краны не проверены на работоспособность (пункт 89 ППБ 01-03);

- пожарные краны не укомплектованы стволами и рукавами (подвал) (пункт 91 ППБ 01-03);

- отсутствует журнал учета, наличия и содержания первичных средств пожаротушения (приложение 3 пункта 15 ППБ 01-03);

- допущено размещение у электрощитов горючих материалов (матрац) (пункт 60 ППБ 01-03);

- дверь в электрощитовую выполнена с пределом огнестойкости менее EI30 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.14* таблицы 2 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*)).

Указанные нарушения квалифицированы по части 3 статьи 20.4              КоАП РФ.

Отдел в ходе проверки также выявил, что помещения не оборудованы системой обнаружения пожара (автоматической установкой пожарной сигнализации) (пункты 3, 96 ППБ 01-03, таблица 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 (далее - НПБ 110-03));

- здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) (способы оповещения: звуковой – сирена, тонированный сигнал и другие световые оповещатели «Выход») (пункт 3 ППБ 01-03; Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях НПБ 104-03», утвержденные Приказом МЧС России от 20.06.2001 № 323 (далее – НПБ 104-03));

- на втором этаже сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров (пункт 40 ППБ 01-03);

- предел огнестойкости косоуров лестничных маршей менее R45 (проход к подвалу) (пункт 3 ППБ 01-03; пункт 5.18* СНиП 21-01-97*);

- для отделки стен на путях эвакуации применены горючие материалы (обои в коридорах, на лестничных маршах) (пункт 53 ППБ 01-03, пункт 6.25* таблицы 2 СНиП 21-01-97*);

- двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.18* таблицы 2 СНиП 21-01-97*).

Данные нарушения, по мнению ответчика, влекут ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам проведенной отделом проверки 23.03.2012 составлен акт проверки № 160 (листы дела 29-30), в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности, также административным органом составлены протоколы об административном правонарушении от 23.03.2012 № 128, 129 и 130 (листы дела 32-34) и вынесено постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 28.03.2012 № 79 (листы дела 35-36), которым общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему с учетом требований статей 4.1, 4.2 и  4.4 данного Кодекса назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия согласна с данным решением суда первой инстанции в связи со следующим.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности установлены статьей 37 Закона № 69-ФЗ, согласно которой руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В данном случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено административное здание общей полезной площадью 1297,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55а.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 этой же статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что административная ответственность наступает в случае нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В соответствии со статьей 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности в период проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания были установлены, в частности, в ППБ 01-03. Названные Правила с 22.07.2012 утратили силу в связи с введением в действие Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила № 390).

ППБ 01-03 устанавливали требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).

При этом пункт 3 ППБ 01-03 обязывал также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Аналогичные положения закреплены в пункте 1 Правил № 390.

В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А44-7958/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также