Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А66-10525/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 февраля 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-10525/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ПромЭлектро» Долматова Е.В. по доверенности от 12.02.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2012 года по делу № А66-10525/2012 (судья Белов О.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «ПромЭлектро» (далее – общество; ОГРН 1086952009638, ИНН 6950081263) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее — Территориальное управление, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неподготовке и ненаправлении надлежащим образом оформленных документов, необходимых для приобретения обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200060:0009 площадью 24 023,7 кв. м, расположенного по адресу: город Тверь, деревня Большие Перемерки, дом 6, строение 1, а также о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его обществу.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2012 года заявленные требования общества удовлетворены, бездействие управления, выразившееся в неподготовке и ненаправлении надлежащим образом оформленного проекта договора купли-продажи спорного земельного участка признано незаконным и на Территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления последнему в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу соответствующего договора купли-продажи земельного участка

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что у него отсутствуют полномочия на продажу федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество). Ходатайством от 12.02.2012 № 736 просит о проведении судебного заседания без участия своего представителя.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200060:0009, находящемся по адресу: город Тверь, деревня Большие Перемерки, дом 6, строение 1, расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности: административное здание, гараж, мастерские и сварочный цех.

Общество 26.06.2012 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность с приложением комплекта документов.

Письмом от 11.07.2012 № 4310-05 управление запросило у общества обоснование выкупаемой площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости. Соответствующее обоснование представлено обществом 03.08.2012.

Общество 10.09.2012 направило управлению письмо № 137 о необходимости принятия в срок до 12.09.2012 решения о предоставлении спорного земельного участка.

В связи с тем, что решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка не принято в установленный Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее – Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

Однако управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не приняло решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению общества, не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже  земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества отклоняется апелляционным судом.

В соответствии с пунктами 4, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения Территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущество.

Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений ЗК РФ свидетельствует о том, что именно управление является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.

При этом взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию решений, связанных с приватизацией находящихся в федеральной собственности земельных участков в установленные ЗК РФ сроки.

В этой связи выводы суда первой инстанции о полномочиях управления по принятию решения по заявлению общества соответствуют приведенным нормам материального права и обстоятельствам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению. Иных доводов о несогласии с решением суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября  2012 года по делу № А66-10525/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А13-12186/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также