Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А66-9785/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 04 февраля 2013 года г. Вологда Дело № А66-9785/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., при участии от индивидуального предпринимателя Павловой Виктории Николаевны Гусейнова И.М. по доверенности от 05.12.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 октября 2012 года по делу № А66-9785/2012 (судья Голубева Л.Ю.),
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель Павлова Виктория Николаевна (ОГРНИП 304690134200500) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – министерство) от 03.07.2012 № 1836 о предоставлении в аренду земельного участка под объект недвижимого имущества (далее – распоряжение № 1836) и о возложении на ответчика обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с заявителем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100511:19 общей площадью 2315 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, бульвар Затверецкий, д. 148а (далее – спорный земельный участок), под кафе, сроком на 49 лет. Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на отсутствие правовых оснований для признания недействительным распоряжения № 1836 в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Представитель предпринимателя в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция считает, что решение суда отмене (изменению) не подлежит. Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее – комитет) от 29.07.2008 № 1600 предпринимателю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100511:19 площадью 2315 кв. м под строительство кафе и заключен договор аренды земельного участка от 30.07.2008 № 0271-з/08. В связи с завершением строительства и регистрацией 21.09.2010 права собственности на объект недвижимого имущества (здание кафе) предприниматель обратился в комитет с заявлением от 08.11.2010 о расторжении названного выше договора аренды земельного участка и предоставлении в аренду спорного земельного участка для эксплуатации кафе. Распоряжением комитета от 21.12.2010 № 3607 «О предоставлении в аренду земельного участка под объект недвижимого имущества» (далее – распоряжение № 3607) данный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 49 лет. Пунктом 5 указанного распоряжения отделу администрирования неналоговых платежей предписано произвести расчет за фактическое пользование земельным участком, указанным в пункте 4 настоящего распоряжения с 21.09.2010. В соответствии с пунктом 6 названного распоряжения отделу земельных отношений по городу Твери совместно с отделом администрирования неналоговых платежей следует произвести расчет арендной платы и в установленном порядке оформить договор аренды земельного участка, указанного в пункте 4 распоряжения. Пунктом 7 названного распоряжения предпринимателю предписывалось в течение 2 месяцев с момента подписания договора аренды осуществить его государственную регистрацию. Вместе с тем указанный договор аренды не заключен. Предприниматель обратился в комитет с заявлением от 14.05.2012 о разъяснении причин неоформления договора аренды (лист дела 40). После данного обращения, 03.07.2012, министерство (правопреемник комитета) вынесло распоряжение № 1836, которым признало утратившими силу пункты 4, 5, 6 и 7 распоряжения комитета № 3607. Пунктом 2 распоряжения № 1836 определено предоставить спорный земельный участок заявителю в аренду сроком на 5 лет. Предприниматель, не согласившись с распоряжением № 1836, оспорил его в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции по следующим основаниям. Действительно, как усматривается в материалах дела, требование заявителем предъявлено в порядке главы 24 АПК РФ и рассмотрено судом первой инстанции в порядке, установленном данной главой Кодекса. Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В данном случае, как следует из материалов дела, заявитель обращался в комитет с заявлением от 08.11.2010 об оформлении права пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, принадлежащим заявителю, в порядке, определенном в статье 36 названного Кодекса. В соответствии с положениями, установленными статьями 28 и 29 ЗК РФ, органы местного самоуправления в случаях, определенных в указанных статьях Кодекса, принимают решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков. Пунктом 6 статьи 36 данного Кодекса определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, распоряжение № 3607 вынесено комитетом в порядке, предусмотренном названными нормами и в отношении земельного участка, занятым объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности. В связи с этим законность оспариваемого распоряжения ответчика, которым внесены изменения в названное распоряжение комитета, правомерно проверена судом первой инстанции в порядке, приведенном в главе 24 АПК РФ. Статьей 36 ЗК РФ не установлен срок, на который может быть предоставлен земельный участок. Следовательно, при вынесении решения о предоставлении в аренду земельного участка срок аренды определяется уполномоченным органом. Данный срок при вынесении комитетом распоряжения № 3607 определен, срок аренды установлен 49 лет. Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право органов местного самоуправления в порядке самоконтроля отменить ранее принятый ими правовой акт. Между тем в данной ситуации, как правомерно указал суд первой инстанции, каких-либо доводов о незаконности распоряжения комитета № 3607 министерством не приведено. Податель жалобы ссылается на то, что установление срока аренды на 5 лет связано с тем, что в силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ в случае заключения договора аренды на срок, превышающий 5 лет, арендатор вправе переуступить права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия министерства. Таким образом, ответчик мотивирует факт вынесения спорного распоряжения необходимостью ограничения заявителя в использовании данного права. Между тем правовое обоснование уменьшения срока аренды применительно к рассматриваемому случаю подателем жалобы не приведено. В связи с этим суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 739-О-О, которым предусмотрено, что реализация полномочия, предусмотренного частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения органов местного самоуправления, правомерно посчитал изменение распоряжения № 3607 в части срока аренды не соответствующим требованиям действующего законодательства. Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды заключается на срок, определенный договором. В данном случае, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается министерством, договор аренды с предпринимателем не заключен. В связи с этим у суда не имеется оснований для вывода о том, что спорное распоряжение является предложением об изменении условий договора аренды в порядке, предусмотренном нормами ГК РФ. Следовательно, распоряжение № 1836, являющееся по сути приведенных выше норм, ненормативным правовым актом ответчика, которым внесены изменения в такой же акт, не может быть признано соответствующим требованиям статьи 36 ЗК РФ и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Статьей 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Поскольку договор аренды во исполнение распоряжения № 3607 ответчиком с предпринимателем в указанный срок не заключен, суд первой инстанции правомерно возложил на министерство обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с заявителем договор аренды спорного земельного участка на 49 лет. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы министерства не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Тверской области от 22 октября 2012 года по делу № А66-9785/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – без удовлетворения. Председательствующий О.А. Тарасова Судьи Т.В. Виноградова А.Ю. Докшина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А05-14239/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|