Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу n А66-11431/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 января 2013 года                       г. Вологда                 Дело № А66-11431/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                            судьи Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фарминторг» на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2012 года  по делу                            № А66-11431/2012 (судья Пугачев А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства,

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Фарминторг»                            (ОГРН 1086952020352; далее –      ООО «Фарминторг», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее – отделение ФСС, фонд) от 24.08.2012 № 40003/Апт.

В связи с наличием в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                               (далее - АПК РФ) признаков, и отсутствием ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление общества принято судом и рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Решением арбитражного суда от 27 ноября 2012 года  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, считает решение суда незаконным, необоснованным, и подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием и применением норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции ссылается на то, что отказывая  в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не принял во внимание, что из буквального содержания пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» (далее – Закон № 212- ФЗ)  следует, что пониженные тарифы страховых взносов установлены для аптечных организаций в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности этими аптечными организациями.  Просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании  недействительным решения отделения ФСС от 24.08.2012 № 40003/Апт о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Фонд в отзыве на жалобу отклонил доводы, изложенные в ней.                         В обоснование указывает, что в соответствии с пунктом 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона № 212 – ФЗ в течение 2012-2013 годов пониженные  тарифы  для страховых взносов  установлены  для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Однако считает, что указанный пониженный тариф (применяемый с 01.01.2012) применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, то есть выплат только работникам, которые на основании статьи 100 Федерального закона  от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно, лицам получившим высшее и среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющим сертификат специалиста. Пониженный тариф на выплату страховых взносов, по мнению фонда, не применим к работникам общества, не имеющим высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.               В опровержение довода общества, что при вынесении  обжалуемого решения  суд незаконно руководствовался письмом от 13.04.2012 № 19-/6302371/2288 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Письмо Минздравсоцразвития) как нормативно-правовым актом, не соответствует действительности, так как суд в решении пришел к аналогичным выводам, содержащимся в указанном письме, на что прямо указано в мотивировочной части постановленного решения.

Просит оставить жалобу общества без удовлетворения, а решение суда – без изменения, считая его законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу общества подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным истолкованием норм материального права.

Как видно из материалов дела, отделением ФСС проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов ООО «Фарминторг» на основе расчета ф-4ФСС, представленного в фонд 16.04.2012 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 26.06.2012  № 40003/Апт.

В ходе проверки установлено, что в проверяемый период обществом, являющимся аптечной организацией и уплачивающим единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности, по данному виду страхования применялся пониженный тариф страховых взносов (0%) на выплаты, осуществляемые в пользу работников, не имеющих высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ и образовавшейся за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 недоимки в размере   60 737 руб., повлекло начисление пеней в размере 349 руб. 49 коп. и наложение штрафа в сумме  12 147 руб. 53 коп. в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Отделением ФСС вынесено решение от 24.08.2012 № 40003/Апт о привлечении ООО «Фарминторг» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и предложено уплатить указанные суммы страховых взносов, пеней и штрафа.

Общество не согласилось с таким решением фонда и  оспорило его в судебном порядке. При этом арифметический расчет доначисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафа обществом не оспариваются.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции поддержал позицию отделения ФСС и сделал вывод о том, что пониженные тарифы применяются плательщиками страховых взносов - аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, исключительно в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью, то есть, аптечная организация, применяющая ЕНВД, не вправе в 2012 - 2013 годах применять пониженные ставки страховых взносов в отношении своих работников, не имеющих соответствующего образования и сертификата специалиста. Также сослался на аналогичную позицию, изложенную в Письме Минздравсоцразвития.

Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Законом                      № 61-ФЗ и  уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

Согласно части 3.4 указанной статьи для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части первой данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году в фонд социального страхования - 0,0 процента.

Пунктом 33 статьи 4 Закона № 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно пункту 35 статьи 4 Закона № 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011      № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Учитывая, что ООО «Фарминторг» является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

По смыслу части 1 статьи 52 Закона № 61-ФЗ аптечную деятельность осуществляет именно аптечная организация, следовательно, поддержанный судом первой инстанции довод фонда о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется лицами, получившими высшее или среднее фармацевтическое образование, неправомерен и не соответствует названной норме.

Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.

Следует также отметить, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для общества. Именно общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, поэтому имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в его деятельности. При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что пункт 10 статьи 58 Закона № 212-ФЗ содержит только требования Закона № 61-ФЗ и не отсылают к Федеральному закону  от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 1, частью 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 Минздравсоцразвития России наделено правом давать разъяснения по вопросам применения законодательства о страховых взносах.

Вместе с тем необходимо учесть, что Письмо Минздравсоцразвития, на которое сослался суд первой инстанции, не обладает признаками нормативного документа, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа, отсутствуют, официально не было опубликовано в порядке, установленном Указом от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов власти».

Кроме того, Письмо Минздравсоцразвития, доведенное письмом ФСС РФ от 25.04.2012 № 15-03-18/08-4703  для использования в работе по вопросам исчисления страховых взносов, отозвано с исполнения письмом ФСС РФ от 06.12.2012 № 15-03-11/05-16023

Письмом Минюста России от 21.06.2012 № 01-48982/12 сообщено, что данный документ не может применяться в качестве нормативного правового акта.

Суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод отделения ФСС о том, что обществом неверно применены пониженные тарифы. Фондом также не доказан факт того, что организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, имеет право на применение установленных льготных тарифов только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, о том, что решение фонда от 24.08.2012 № 400033/Апт не соответствует требованиям Законов № 212-ФЗ и 61-ФЗ в оспариваемой части, нарушает права и законные интересы ООО «Фарминторг», что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 данной статьи Кодекса при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При подаче апелляционной жалобы подлежала уплате госпошлина в размере 1000 руб.

Поскольку апелляционная жалоба общества удовлетворена, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с фонда в пользу общества.

Руководствуясь статьями 102, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2012 года по делу № А66-11431/2012 отменить.

Признать недействительным решение государственного учреждения – Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2012 № 40003/Апт.

Взыскать с  государственного учреждения – Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фарминторг» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Судья

           Н.С. Чельцова

          

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу n А05-4714/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также