Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А05-3214/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 октября 2008 года г. Вологда Дело № А05-3214/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Писаревой О.Г. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А., при участии от муниципального учреждения здравоохранения «Устьянская центральная районная больница» Федоровой Н.В. по доверенности от 15.09.2008 № 01364, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2008 по делу № А05-3214/2008 (судья Шашков А.Х.), у с т а н о в и л:
муниципальное учреждение здравоохранения «Устьянская центральная районная больница» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее – Областной фонд), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд), Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) с исковым заявлением о возложении на Областной фонд обязанности увеличить финансирование Учреждения в части перечисления субсидий на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с учетом надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и для выплаты средней заработной платы за период командировок, отпуска и повышения квалификации, возмещении убытков в размере 447 024 руб. 57 коп., образовавшихся в результате исполнения Учреждением судебных решений о взыскании процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и средней заработной платы за период командировок, отпуска и повышения квалификации по выполнению государственного задания медицинскими работниками за 2006 год. В качестве третьих лиц истец указал Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздрав РФ), администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» (далее – Администрация). Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменил заявленные требования: просил взыскать с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ убытки в размере 447 024 руб. 57 коп., образовавшиеся в результате выплаты процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по выполнению государственного задания медицинскими работниками за 2006 год, взысканных с Учреждения в судебном порядке, вошедшей в состав средней заработной платы, оплаты отпусков и командировочных расходов. Уточнение исковых требований судом принято. Решением суда от 30.06.2008 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации, также взыскано в федеральный бюджет 10 440 руб. 49 коп. государственной пошлины. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано. Минздрав РФ с решением не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит его отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд необоснованно взыскал за счет казны Российской Федерации убытки, понесенные Учреждением в результате начисления медицинским работникам, выполнявшим государственное задание в 2006 году, процентной надбавки, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, указанный вывод противоречит действовавшему в 2006 году законодательству. Истец в отзыве и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Федеральный и областной фонды в отзывах на апелляционную жалобу указали, что свои обязательства выполнили надлежащим образом. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возразила против доводов и требований жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Ответчики и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. От администрации поступило заявление о рассмотрении жалобы без участия ее представителя. В связи с этим дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Выслушав представителя Учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, Областной фонд и Учреждение 18.01.2006 заключили договор, согласно которому фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов на выполнение истцом государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а Учреждение выполняет государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год. Договор заключен на срок с 01.01.2006 по 31.12.2006. В течение 2006 года Учреждение в соответствии с условиями договора ежемесячно предоставляло Областному фонду заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования. Областной фонд в 2006 году в полном объеме перечислил истцу субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам. В марте и апреле 2007 года решениями мирового судьи судебного участка Устьянского района Архангельской области, оставленными без изменения определениями Устьянского районного суда Архангельской области, частично удовлетворены исковые требования медицинских работников Учреждения о взыскании с него задолженности по заработной плате, оплате отпускных и командировочных в общей сумме 447 024 руб. 57 коп. В феврале 2008 года со счета Учреждения по инкассовым поручениям, выставленным отделом судебных приставов по Устьянскому району, списаны денежные средства в указанном размере. Считая, что Учреждению причинены убытки, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: предъявленные к взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в размере 10 000 руб. и 5000 руб. в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые не были предусмотрены в составе субвенций, перечисляемых Областным фондом в 2006 году; факт причинения Учреждению убытков подтверждается материалами дела, а именно инкассовыми поручениями о списании денежных средств во исполнение судебных решений. Убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в соответствии со статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее – ГК РФ), так как причинены вследствие бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи. Апелляционная инстанция считает, что данные выводы являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела. Согласно государственному заданию, дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» (далее – Закон № 171-ФЗ) финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год. Частью 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ в составе бюджета Федерального фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В силу пункта 4 статьи 9 Закона № 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее – Правила). Медицинским работникам Учреждения, выполнявшим в 2006 году государственное задание по дополнительной медицинской помощи, средний заработок, в том числе для расчета отпускных, исчислялся без учета выплаченных за счет субвенций денежных выплат. Возникшая в результате этого задолженность, взыскана с Учреждения в судебном порядке, при этом суд исходил из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, и права на увеличение среднего заработка, применяемого в расчете отпускных выплат указанной категории медицинских работников в период нахождения их в отпуске согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации. Применительно к 2006 году в денежные средства, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций, не были включены в расходы на оплату трудовых отпусков, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов. Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851. Данными нормативными актами установлены категории медицинских работников, которым определены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. При этом указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников. В то же время в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А05-2859/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|