Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу n А05-9330/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2013 года

г. Вологда

  Дело № А05-9330/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                       Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2012 года по делу № А05-9330/2012  (судья Тюпин А.Н.),

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Шалакушское» (ОГРН 1052918024180; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомскому лесничеству (ОГРН 1072918001067; далее - Лесничество) о возложении обязанности по внесению в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, и обязанности по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий до 31 декабря 2013 года в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов на территории Шалакушского сельского поселения, в части ликвидации 6 мусорных свалок, расположенных на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября             2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство и Лесничество с решением суда не согласились, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт. Податели жалоб считают, что полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю закрепленную за ними территорию, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, и не ограничиваются территорией проживания населения.

Администрация в отзыве на апелляционные жалобы просит решение оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.

Лесничество в отзыве на апелляционную жалобу Министерства указывает, что она содержит те же доводы, что и апелляционная жалоба Лесничества, поэтому просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Администрация и Министерство просят рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, доводы жалоб и отзывов на них, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26 декабря 2011 года по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц признано незаконным бездействие Администрации в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Шалакушское», на Администрацию возложена обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Шалакушского сельского поселения, в частности уборку 7 мусорных свалок, расположенных: на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 1 (выдел 1) Шалакушского участкового лесничества, где находится одна мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,015 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 5 (выдел 5) Шалакушского участкового лесничества, где находится            1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,0025 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 6 (выдел 1) Няндомского сельского участкового лесничества, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,03 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 5 (выдел 18) Няндомского сельского участкового лесничества, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,023 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 7 (выдел 6) Няндомского сельского участкового лесничества, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,06 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 59 (выдел 20) Няндомского сельского участкового лесничества, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,0045 га; на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования «Шалакушское» в квартале 62 (выдел 10) Няндомского сельского участкового лесничества, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора площадью 0,0185 га, - в срок до 01 мая 2012 года.

Решение Няндомского районного суда Архангельской области от               26 декабря 2011 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельской области от 22 марта 2012 года и вступило в законную силу 22 марта 2012 года.

Указанным решением суда общей юрисдикции установлено, что в результате натурного обследования земель лесного фонда и прилегающих к ним территорий на территориях Шалакушского участкового лесничества и Няндомского сельского участкового лесничества выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых и производственных отходов: квартал 1 Ш (выдел 1) - 115х6, площадью 0,07 га; квартал 5 Ш (выдел) 5 - 5х5, площадью 0,0025 га, квартал 6 (выдел 1) - 20х15, площадью 0,03 га; квартал 5 (выдел 18) - 11х21, площадью 0,23 га, квартал 7 (выдел 6) - 19х32, площадью 0,06 га, квартал 59 (выдел 20) - 5х9 га, площадью 0,004 га, квартал 62 (выдел 10) - 5х37, площадью 0,0185 га. Указанные 7 мусорных свалок расположены не в границах полосы отвода дорог и входят в состав границ территории муниципального образования «Шалакушское», что подтверждается сведениями о землях лесного фонда. Лица, устроившие несанкционированные свалки, не установлены.

Лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в установленном законом порядке по договору в аренду не переданы. Указанное обстоятельство Лесничеством не оспорено.

Ссылаясь на то, что Лесничество обязано принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда на территориях Няндомского и Шалакушского участковых лесничеств, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными по праву.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателей жалоб, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

В силу пункта 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Такие мероприятия осуществляются в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414.

Из подпункта «б» пункта 3 указанных Правил следует, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от            31 мая 2011 года № 183-пп, Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов и охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Доводы Лесничества и Министерства о возложении обязанности на органы местного самоуправления по вывозу твердого мусора и бытовых отходов неосновательны, поскольку  требования заявлены о внесении в план санитарно-оздоровительных мероприятий в лесу, а не об организации сбора отходов у населения.

Применительно к Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющемуся приложением к приказу Рослесхоза от 29 декабря 2007 года № 523, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Пункт 66 названного документа предусматривает, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти принимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством.

Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (пункт 67 Руководства).

Вместе с тем означенные нормы применяются с учетом обязанности Лесничества контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, принятие настоящего решения не отменяет возложенную на Администрацию законом и решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26 декабря 2011 года обязанность по уборке несанкционированных свалок.

С учетом изложенного решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по заявленным в них доводам и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Поскольку в удовлетворении апелляционных жалоб Лесничества и Министерства отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации они освобождены от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября            2012 года по делу № А05-9330/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

 Е.В. Носач                                                                                       

       

Судьи                                                              

 А.Я. Зайцева

 А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу n А13-11035/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также