Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А66-4491/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 января 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-4491/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Тверьвторцветмет» Журкова Н.В. по доверенности от 22.04.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2012 года по делу № А66-4491/2012 (судья Рощина С.Е.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Тверьвторцветмет» (далее – общество; ОГРН 1026900515069) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее – управление, территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 18605 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300281:3, расположенного по адресу: Тверская область,      город Тверь, улица Карбышева, дом 8; о возложении обязанности в течение десяти дней с момента принятия Арбитражным судом Тверской области решения по настоящему делу принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и направить в адрес общества проект договора купли-продажи этого земельного участка с предложением заключить договор по цене за 2,5 % его кадастровой стоимости в соответствии с требованиями действующего законодательства (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2012 года требования общества удовлетворены, бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка, признано незаконным; на управление возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка и направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что у него отсутствуют полномочия на продажу федеральных земельных участков без поручения Росимущества.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Управление и Росимущество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 28.06.1994 № 569 утвержден план приватизации и учреждении акционерного общества открытого типа «Тверьвторцветмет».

Указанным планом приватизации определен перечень имущества переданного вновь образованному юридическому лицу от Тверского госпредприятия «Вторцветмет».

Обществом зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости: проходную площадью 36,3 кв. м, цех по переработке лома общей площадью 2583,5 кв. м, автомойку площадью 122,6 кв. м, нежилое помещение площадью 134,4 кв. м (гараж 1 бокс, кадастровый номер 69:40:0300281:3:27/5), железнодорожную ветку, котельную площадью 119,8 кв. м, трансформаторную подстанцию площадью 25,1 кв. м .

При этом из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что право на другие 4 гаражных бокса не зарегистрировано.

Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300281:0003, расположенный по адресу: город Тверь, улица Карбышева, дом 8, из земель поселений, под производственную базу, на основании договора аренды от 01.02.2000.

Заявителем 07.06.2010 заключен договор аренды № 200 на этот же участок.

Ранее общество обращалось с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, но в связи с заявлением о прекращении оформления в собственность этого земельного распоряжение от 17.03.2009 № 94 «О предоставлении в собственность земельного участка» отменено распоряжением управления от 20.04.2010 № 129.

Общество 31.08.2011 обратилось к управлению с заявлением о приватизации арендованного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300281:0003, приложив при этом необходимые документы. Кроме того, 22.03.2012 обществом представлен дополнительный пакет документов.

Заявителем 19.03.2012 акт обследования переоформлен в виде справки, в которой кадастровым инженером сделан вывод о соответствии объектов недвижимости, расположенных на спорном участке плану приватизации Тверского государственного предприятия «Вторцветмет».

Указанная справка также представлена в управление 22.03.2012 с пояснениями в части того, что право на объекты недвижимости с номерами 69:40:0300281:3:27/1 - 69:40:0300281:3:27/4 приобретено обществом согласно плану приватизации Тверского государственного предприятия «Вторцветмет» от 28.06.1994.

В связи с тем, что решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка не принято в установленный Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее – Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

Однако управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не приняло решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению общества, не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже  земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества отклоняется апелляционным судом.

В соответствии с пунктами 4, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущество.

Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений ЗК РФ свидетельствует о том, что именно управление является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.

При этом взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию решений, связанных с приватизацией находящихся в федеральной собственности земельных участков в установленные ЗК РФ сроки.

В этой связи выводы суда первой инстанции о полномочиях управления по принятию решения по заявлению общества соответствуют приведенным нормам материального права и обстоятельствам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению. Иных доводов о несогласии с решением суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 10 октября 2012 года по делу № А66-4491/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А05-10221/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также