Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по делу n А66-4044/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 октября 2008 года

г. Вологда

Дело № А66-4044/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области на решение Арбитражного суда  Тверской  области  от  15  июля  2008  года  по  делу  № А66-4044/2008 (судья Белов О.В.),

у с т а н о в и л:

 

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации  в  Конаковском  районе  Тверской  области (далее – пенсионный фонд, ГУ-УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к филиалу государственного учреждения «Тверское управление лесами» - «Конаковский районный лесхоз» (далее – филиал, Конаковский районный лесхоз) о взыскании штрафа в сумме 8432 рублей.

Протокольным определением от 15.07.2008 по настоящему делу произведена замена ненадлежащего ответчика – Конаковского районного лесхоза, на государственное учреждение «Тверское управление лесами» (далее – ГУ «Тверское управление лесами»).

Решением  Арбитражного  суда Тверской  области  от  15.07.2008  по делу № А66-4044/2008 в удовлетворении требований ГУ-УПФ РФ отказано.

Пенсионный фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что факт нарушения филиалом законодательства об обязательном пенсионном страховании установлен; досудебный порядок взыскания штрафных санкций соблюден; акт от 04.03.2008 № 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях  законодательства об обязательном пенсионном страховании (далее - акт от 04.03.2008 № 7), решение от 14.04.2008 № 7 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (далее - решение от 14.04.2008 № 7), требование от 14.04.2008 № 7 об уплате штрафа (финансовой санкции) (далее - требование от 14.04.2008 № 7) составлены в отношении филиала, однако в установленные законом сроки направлены ГУ «Тверское управление лесами».

ГУ «Тверское управление лесами» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка соблюдения Конаковским районным лесхозом законодательства об обязательном пенсионном страховании, составлен акт от 04.03.2008 № 7.

Рассмотрев акт от 04.03.2008 № 7, начальник ГУ-УПФ РФ принял решение от 14.04.2008 № 7, в котором зафиксировано правонарушение, выразившееся в том, что филиалом не представлены сведения  за 2007 год о страховых взносах и трудовом стаже работающих застрахованных лиц, предусмотренные  пунктом  2  статьи  11  Федерального  закона  от  01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Решением от 14.04.2008 № 7 филиал привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление индивидуальных сведений, в виде штрафа в размере 8432 рублей.

Во исполнение решения от 14.04.2008 № 7 пенсионный фонд направил филиалу требование от 14.04.2008 № 7, которым предложил уплатить штраф в срок до 26.04.2008.

Поскольку указанное требование в добровольном порядке филиалом не исполнено, ГУ-УПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в сумме 8432 рублей.

В   соответствии   со   статьей   2    Федерального  закона  от  15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Названный федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.

Пункт 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ предусматривает, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год (но не позднее 1 марта следующего года) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Как предусмотрено статьей 15 Закона № 27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом.

Согласно пункту 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 (далее – Инструкция), каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

На основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, своевременного и правильного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за непредставление которых в установленные сроки к страхователям применяются финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, несут страхователи, то есть юридические лица.

Кроме того, статьей 2 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.

Следовательно,  на  правоотношения,   связанные   с  контролем  за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяются положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно статье 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации.

Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами.

В силу пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Следовательно, ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании должно нести юридическое лицо, а не его филиал.

Решением от 14.04.2008 № 7 к ответственности привлечен филиал. Данный факт пенсионным фондом не оспаривается.

Из Устава ГУ «Тверское управление лесами» и положения о Конаковском сельском лесхозе следует, что названный филиал не является юридическим лицом

Таким образом, привлечение филиала к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление индивидуальных сведений, в виде штрафа в размере 8432 рублей, неправомерно.

Не имеет значения направление указанного решения в  адрес юридического лица, поскольку, сделав вывод о возможности привлечения к налоговой ответственности филиала, пенсионный фонд дал расширительное толкование правовой норме, содержащейся в статье 107 НК РФ о субъекте налогового правонарушения, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к ответственности.

Также замена филиала на юридическое лицо в порядке процессуального правопреемства в рамках рассмотрения дела в суде не свидетельствует об изменении лица, привлекаемого к ответственности по решению от 14.04.2008 № 7.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить тот факт, что в акте от 04.03.2008 № 7 и в решении от 14.04.2008 № 7 указано ФГУ «Тверьлес», в то время как федеральное учреждение ликвидировано в 2005 году, ФГУ и ГУ - разные юридические лица.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал пенсионному фонду в удовлетворении требований.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, а управление на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождено, госпошлина с него в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2008 года по делу № А66-4044/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю. Пестерева

Судьи

И.Н. Бочкарева

Т.В. Виноградова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по делу n А52-1357/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также