Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2013 по делу n А44-5910/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 января 2013 года

г. Вологда

 Дело № А44-5910/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.

         Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и                    Чельцовой Н.С.                 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2012 года по делу            № А44-5910/2012 (судья Киселева М.С.),

у с т а н о в и л:

Территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода (далее - ТИК, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области (далее -  Роскомнадзор по Новгородской области, управление) с заявлением о признании незаконным и об отмене предписания от 27.04.2012 № П-53-02/0467.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября  2012 года требования ТИК удовлетворены в полном объеме: предписание управления от 27.04.2012 № П-53-02/046 признано незаконным, как не соответствующее статье 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ); на Роскомнадзор по Новгородской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТИК путем отмены данного предписания.

Управление с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2012 года отменить, по делу принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что ТИК является муниципальным органом, на нее не распространяется Закон № 294-ФЗ, и, следовательно, она не подлежит включению в ежегодный план проведения плановых проверок, предусмотренный Законом № 294-ФЗ. Также указывает на неподведомственность данного дела арбитражному суду.

ТИК в отзыве на жалобу оснований для ее удовлетворения не усматривает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, также указывает на оспаривание пунктов предписания по существу.

Заявитель и управление, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –               АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции  считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в части.

Как видно из материалов дела, на основании приказа Роскомнадзора по Новгородской области от 27 марта 2012 года № 079 проведена плановая выездная проверка ТИК с целью выполнения плана деятельности управления на 2012 год, утвержденного руководителем 15.11.2011 (т. 1, л. 33-37) и проверки соблюдения обязательных требований в сфере обработки персональных данных.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 27.04.2012                № А-53-02/1125, согласно которому в действиях ТИК выявлены нарушения статей 6, 9, 18.1 22, 22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 211 (т. 1, л. 10-14) (далее соответственно – Закон № 152-ФЗ, Постановление № 687, Постановление № 211).

Одновременно управлением 27.04.2012 ТИК выдано предписание об устранении нарушений № П-53-02/0467 (т. 1, л. 9).

         ТИК не согласилось с вынесенным предписанием и оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

         Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

         Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области Арзумановой Т.А. от 23.07.2012 в принятии заявления ТИК об оспаривании предписания Роскомнадзора отказано по причине затрагивания финансово-экономической деятельности заявителя.

         Следовательно, в целях реализации права на судебную защиту, предусмотренного статьей 46 Конституции Российской Федерации, и обеспечения доступности правосудия данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно статье 1 Закона № 152-ФЗ данным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами,  юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при: обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации; обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну; предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от            22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

На основании статьи 3 Закона № 152-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; 4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

         Таким образом, Закон № 152-ФЗ возлагает на операторов персональных данных, к которым относятся в том числе органы местного самоуправления, проведение мероприятий, связанных с защитой персональных данных. Проведение названных мероприятий и соблюдение установленных ограничений является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления, в том числе территориальной избирательной комиссии.

Как указано в статье 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, но не входит в структуру органов местного самоуправления.

         Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

         В силу статьи 31 Устава муниципального образования «Городской округ Великий Новгород», утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 28.04.2005 № 116,  избирательная комиссия Великого Новгорода обладает правами юридического лица в соответствии с решением Думы Великого Новгорода.

         Согласно Положению об избирательной комиссии Великого Новгорода, утвержденному решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2002 № 441, комиссия действует на постоянной основе, является юридическим лицом, имеет расчетные счета в банке, круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами. Комиссия не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.

         В материалах дела имеется свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации территориальной избирательной комиссии  Великого Новгорода (ТИК Великого Новгорода) в качестве юридического лица (т. 1, л. 43).

         Довод ТИК и  обжалуемого решения о том,  что  управлением при проведении проверки нарушены положения,  закрепленные Законом                № 294-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку  основан на неправильном применении норм материального права.

         Апелляционная инстанция считает, что нормы, закрепленные названным Законом, касающиеся порядка  согласования проведения проверки с органами прокуратуры, не распространяются на спорные правоотношения.

         Действительно, сфера применения данного  Закона в действующей его редакции на момент проверки расширена. Так, согласно  части 1 статьи 1 Закона  № 294-ФЗ данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля  и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Из этой  нормы Федеральным  законом от 27.12.2009  № 365-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления» исключены слова: «при осуществлении ими предпринимательской деятельности».

Между тем наделение муниципальных органов исполнительной власти правами и обязанностями юридического лица означает лишь то, что нормы Гражданского  кодекса Российской Федерации к ним применимы в части, касающейся осуществления ими хозяйственной деятельности, необходимой для реализации своих публично-правовых функций. 

Закон № 294-ФЗ в числе иного предусматривает осуществление муниципального контроля в отношении юридических лиц, то есть организаций, осуществляющих прежде всего хозяйственную деятельность.

Таким образом, по смыслу этого Закона территориальные  органы исполнительной власти выступают прежде всего как организации, выражающие публичные интересы и наделенные распорядительными, контрольными  и другими властными полномочиями, поэтому они не могут являться теми лицами, в отношении которых такой контроль осуществляется.

Аналогичный подход к рассмотрению таких правоотношений изложен в постановлении  Федерального арбитражного суда  Северо-Западного округа по делу № А13-3495/2012 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.2012 № ВАС-5392/12.

         При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что проверка, по результатам которой выдано спорное предписание осуществлена Роскомнадзором в соответствии с законом, и не нарушает прав и законных интересов ТИК.

         Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2013 по делу n А05-12156/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также