Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу n А05-11603/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 января 2013 года                       г. Вологда                     Дело № А05-11603/2012                  

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и                     Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 октября 2012 года по делу                № А05-11603/2012 (судья Шадрина Е.Н.),

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН 1022900531983; далее -  предприятие, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города») о взыскании 119 410 руб. 91 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в период с 1 квартала 2009 года по 3 квартал 2010 года.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 октября             2012 года по делу № А05-11603/2012 с предприятия в доход бюджета соответствующего уровня взыскано 96 124 руб. 14 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала                 2009 года по 3 квартал 2010 года вследствие размещения на свалке твердых бытовых отходов администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – администрация, орган местного самоуправления). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Предприятие с решением суда в удовлетворенной части не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в указанной части отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что не является субъектом платы за загрязнение окружающей среды.

Управление Росприроднадзора в отзыве с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела апелляционной инстанцией, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части согласно части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, администрация (заказчик) заключила с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (исполнитель) договор на планово-регулярный вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) от 01.01.2008 № 0814,  договор на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО от 01.03.2010 № 0814/У, договор на оказание услуг по планово-регулярному вывозу ТБО от 01.03.2010 № 0814/В.

Орган местного самоуправления исчислил и уплатил 118 944 руб. 18 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов за период с 1 квартала 2009 года по 3 квартал 2010 года.

Впоследствии управление Росприроднадзора с учетом того, что в спорный период администрация фактически не осуществляла деятельность по размещению отходов производства и потребления, на основании акта сверки от 20.04.2012 возвратило администрации указанную сумму платежей                            по платежному поручению от 18.05.2012 № 2538852.

Посчитав, что обязанность по внесению платы за размещение отходов в рассматриваемом случае возложена на предприятие, управление направило в его адрес требование от 21.08.2012 №04/6553 об уплате платежей за размещение отходов администрации на свалке ТБО в период с 1 квартала                   2009 года по 3 квартал 2010 года в размере 119 410 руб. 91 коп. в течение пяти календарных дней с момента получения, с приложением расчета указанной суммы.

В связи с невыполнением предприятием названного требования, управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктами 1 и 2 статьи 16 Закон № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы).

  В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, определяемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

  Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190) (далее – Инструктивно-методические указания), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое).

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ определено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, на которое обоснованно сослался суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, а также в постановлении от 12.07.2011 № 1752/11.

Довод подателя жалобы относительно того, что оснований для применения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08 у суда не имелось, является ошибочным.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в данном постановлении определена правовая позиция по вопросу о субъектах, которые в силу Закона № 7-ФЗ могут признаваться плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дано толкование норм Закона № 89-ФЗ в части размещения отходов.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П указано, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.

Следовательно, как правильно отметил суд первой инстанции, указанное постановление Президиума ВАС РФ не может не приниматься во внимание судом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является удаление и обработка твердых отходов.

Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения первого заместителя мэра города Архангельска от 13.12.2000 № 798/2р мэрия города Архангельска (арендодатель) и МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (арендатор) заключили договор от 07.09.2001 № 1/566л, по условиям которого арендодатель передает в аренду сроком на 10 лет земельный участок в территориальном округе Майская Горка г. Архангельска (Окружное шоссе)                        в 15 зоне градостроительной ценности площадью 281 866, 0 кв.м для эксплуатации и обустройства функционирующего полигона ТБО.

Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.05.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 АВ № 070179.

Деятельность по размещению отходов предприятие осуществляло на основании лицензий от 09.12.2009 № ОП-27-000455 (29), от 27.05.2010                         № ОП-27-000533 (29).

В спорный период предприятие осуществляло деятельность по размещению ТБО администрации на полигоне на основании заключенных договоров от 01.01.2008 № 0814,  от 01.03.2010 № 0814/У, от 01.03.2010                          № 0814/В.

Данный вид деятельности является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

  В этой связи у предприятия возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов органа местного самоуправления.

  Из материалов дела следует, что общество не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период.

  Довод предприятия о том, что оно не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как размещает отходы на основании заключенных с заказчиками договоров, не предусматривающих передачу права собственности на данные отходы, равно как и обязанностей по внесению платежей за негативное воздействие, является несостоятельным.

Наличие гражданско-правовых договоров с заказчиками не освобождает

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу n А52-2876/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также