Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу n А66-10197/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 января 2013 года г. Вологда Дело № А66-10197/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Левиной Л.Н. по доверенности от 29.12.2012 № 38/2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2012 года по делу № А66-10197/2012 (судья Рощина С.Е.),
у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (ОГРН 1056900217989; далее – ООО «Тверь Водоканал», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (далее – управление, управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2012 № 250/142-2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери (далее – администрация), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и Департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери. Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2012 года по делу № А66-10197/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО «Тверь Водоканал» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку спорные отходы образовались в результате хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Тверьводоканал» (далее – МУП «Тверьводоканал»). В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Управление Росприроднадзора в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным. В ходатайстве просит рассмотреть дело без участия своего представителя. От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили. Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя общества, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, на основании распоряжения управления Росприроднадзора от 16.07.2012 № 142 должностным лицом административного органа в период с 23.07.2012 по 17.08.2012 проведена внеплановая выездная проверка ООО «Тверь Водоканал» с целью установления соответствия природоохранной документации общества требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства, сравнительного анализа фактического состояния деятельности производства на соответствие требованиям природоохранного законодательства. В ходе проверки управлением установлено, что в нарушение статей 11, 12 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отходы производства – иловый осадок на иловых площадках № 1, 2 хранится на земельном участке, арендуемом обществом по договору от 04.09.2008 № 153-1, свыше шести месяцев (с 2009 года) без специального разрешения федеральных органов исполнительной власти и своевременно не вывозится. Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 17.08.2012 № 165. По факту выявленного нарушения в отношении ООО «Тверь Водоканал» составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2012 № 250/142-2012 и вынесено постановление от 29.08.2012 № 250/142-2012 о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом административного правонарушения является лицо допустившее нарушение санитарных норм и правил не только при осуществлении деятельности по обращению с отходами, но и лицо допустившее нарушение, в том числе при накоплении отходов. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом № 89-ФЗ. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В силу статьи 12 данного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно пункту 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В рассматриваемом случае факт хранения на иловых площадках № 1, 2 отходов производства (иловых осадков) свыше шести месяцев с момента перехода их в разряд отходов без специального разрешения федеральных органов исполнительной власти подтверждается материалами дела и ООО «Тверь Водоканал» не оспаривается. Апелляционная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы о том, что общество не является надлежащим субъектом административного правонарушения. В настоящее время иловый осадок, образовавшийся от хозяйственной деятельности МУП «Тверьводоканал», находится на земельном участке (на иловых картах № 1, 2), арендованном ООО «Тверь Водоканал» вместе с очистными сооружениями на основании договора от 04.09.2008 № 153-1. С 01.10.2009 иловый осадок перешел в разряд отходов, в связи с чем подлежал размещению в течение 6 месяцев на объекте размещения отходов. В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены или иной сделки по их отчуждению. Пункт 4 статьи 4 названного Закона корреспондируется с положениями статьи 226 ГК РФ, которыми установлено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок (водоем или иной объект), где находятся брошенные отходы, имеет право обратить их в собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. В рассматриваемом случае пользование земельным участком на основании договора от 04.09.2008 № 153-1, на котором созданы сооружения для обработки осадка иловых сточных вод (иловые карты), является тем действием, свидетельствующим об обращении названных отходов в собственность ООО «Тверь Водоканал». Каких-либо оговорок относительно судьбы складированных на нем иловых осадков договор аренды не содержит. Претензий к МУП «Тверьводоканал» по поводу нахождения илового осадка на иловых картах № 1, 2 обществом также не заявлялось. Не принимается во внимание письмо от 01.10.2009 № 7084/1 о принятии мер по урегулированию с конкурсным управляющим МУП «Тверьводоканал» вопроса о вывозе илового осадка, поскольку доказательств направления данного письма обществом не представлено. Кроме того, в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 договора от 10.04.2009 № 120/ОС право собственности на иловой осадок сохраняется за МУП «Тверьводоканал» в течение периода действия договора, то есть только до 01.10.2009. Следовательно, с 02.10.2009 иловые осадки, перешедшие по истечении трех лет в разряд отходов, - это бесхозяйственная вещь. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. С учетом изложенного ООО «Тверь Водоканал» правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2012 года по делу № А66-10197/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» – без удовлетворения. Председательствующий О.Ю. Пестерева Судьи Т.В. Виноградова А.Ю. Докшина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу n А13-7688/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|