Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу n А66-10197/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 января 2013 года                      г. Вологда                  Дело № А66-10197/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                            председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и              Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» Левиной Л.Н. по доверенности от 29.12.2012 № 38/2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2012 года по делу                       № А66-10197/2012 (судья Рощина С.Е.),

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал»                 (ОГРН 1056900217989; далее – ООО «Тверь Водоканал», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (далее – управление, управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2012 № 250/142-2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –              КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери (далее – администрация), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери  и Департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери.

Решением  Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября                 2012 года по делу № А66-10197/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Тверь Водоканал» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку спорные отходы образовались в результате хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Тверьводоканал» (далее – МУП «Тверьводоканал»).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Управление Росприроднадзора в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным. В ходатайстве просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения управления Росприроднадзора от 16.07.2012 № 142 должностным лицом административного органа в период с 23.07.2012 по 17.08.2012 проведена внеплановая выездная проверка ООО «Тверь Водоканал» с целью установления соответствия природоохранной документации общества требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства, сравнительного анализа фактического состояния деятельности производства на соответствие требованиям природоохранного законодательства.

В ходе проверки управлением установлено, что в нарушение статей 11, 12 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон                       № 7-ФЗ) отходы производства – иловый осадок на иловых площадках № 1, 2 хранится на земельном участке, арендуемом обществом по договору от 04.09.2008 № 153-1, свыше шести месяцев (с 2009 года) без специального разрешения федеральных органов исполнительной власти и своевременно не вывозится.

Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 17.08.2012                      № 165.

По факту выявленного нарушения в отношении ООО «Тверь Водоканал» составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2012                  № 250/142-2012 и вынесено постановление от 29.08.2012 № 250/142-2012 о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом административного правонарушения является лицо допустившее нарушение санитарных норм и правил не только при осуществлении деятельности по обращению с отходами, но и лицо допустившее нарушение, в том числе при накоплении отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом № 89-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу статьи 12 данного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В рассматриваемом случае факт хранения на иловых площадках № 1, 2 отходов производства (иловых осадков) свыше шести месяцев с момента перехода их в разряд отходов без специального разрешения федеральных органов исполнительной власти подтверждается материалами дела и                      ООО «Тверь Водоканал» не оспаривается.

 Апелляционная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы о том, что общество не является надлежащим субъектом административного правонарушения.

В настоящее время иловый осадок, образовавшийся от хозяйственной деятельности МУП «Тверьводоканал», находится на земельном участке (на иловых картах № 1, 2), арендованном ООО «Тверь Водоканал» вместе с очистными сооружениями на основании договора от 04.09.2008 № 153-1. С 01.10.2009 иловый осадок перешел в разряд отходов, в связи с чем подлежал размещению в течение 6 месяцев на объекте размещения отходов.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены или иной сделки по их отчуждению.

Пункт 4 статьи 4 названного Закона корреспондируется с положениями статьи 226 ГК РФ, которыми установлено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок (водоем или иной объект), где находятся брошенные отходы, имеет право обратить их в собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность.

В рассматриваемом случае пользование земельным участком на основании договора от 04.09.2008 № 153-1, на котором созданы сооружения для обработки осадка иловых сточных вод (иловые карты), является тем действием, свидетельствующим об обращении названных отходов в собственность ООО «Тверь Водоканал». Каких-либо оговорок относительно судьбы складированных на нем иловых осадков договор аренды не содержит. Претензий к МУП «Тверьводоканал» по поводу нахождения илового осадка на иловых картах № 1, 2 обществом также не заявлялось.

Не принимается во внимание письмо от 01.10.2009 № 7084/1 о принятии мер по урегулированию с конкурсным управляющим МУП «Тверьводоканал» вопроса о вывозе илового осадка, поскольку доказательств направления данного письма обществом не представлено.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 договора от 10.04.2009          № 120/ОС право собственности на иловой осадок сохраняется за                  МУП «Тверьводоканал» в течение периода действия договора, то есть только до 01.10.2009.

Следовательно, с 02.10.2009 иловые осадки, перешедшие по истечении трех лет в разряд отходов, -  это бесхозяйственная вещь.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

С учетом изложенного ООО «Тверь Водоканал» правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября                   2012 года по делу № А66-10197/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» –                           без удовлетворения.

Председательствующий

        О.Ю. Пестерева

Судьи

        Т.В. Виноградова

        А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу n А13-7688/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также