Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по делу n А05-8112/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 января 2013 года

 г. Вологда

 Дело № А05-8112/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.    при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 октября 2012 года по делу № А05-8112/2012 (судья                    Бунькова Е.В.),

у с т а н о в и л:

 

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (ОГРН 1022901028204; далее – МО МВД РФ «Котласский») обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Котлас» (ОГРН 1062904000026; далее - Администрация) о признании права оперативного управления на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения, общей площадью 1343,9 кв.м, расположенные в доме               № 119 по улице Володарского в городе Котласе Архангельской области.

До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования и просил признать право оперативного управления                МО МВД РФ «Котласский» на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения общей площадью 945,8 кв. м, расположенные по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. Володарского, дом 119.

Уточнение исковых требований принято судом.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области.

Определением суда от 10 сентября 2012 года к участию в деле в качестве соистца привлечено Управление Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 октября            2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

МО МВД РФ «Котласский» с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что волеизъявление ответчика должно быть направлено в первую очередь на выполнение норм, установенных частью 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а именно на передачу имущества из муниципальной собственности в федеральную, в связи с тем, что правовые нормы вышеуказанного нормативно-правового акта носят императивный характер.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражала относительно ее удовлетворения, просила рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 01 января 1996 года Комитет по управлению имуществом администрации МО «Котлас» (далее – Комитет, ссудодатель) и государственное образовательное учреждение «Учебный центр первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки при УВД Архангельской области» (далее – ссудополучатель) заключили договор              № 21 безвозмездного пользования муниципальным нежилым помещением, в соответствии с которым ссудодатель передал ссудополучателю в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу:                       г. Котлас, ул. Володарского, дом. 119, общей площадью 858,9 кв.м для использования в целях размещения школы милиции. Также по вышеуказанному адресу был заключен договор безвозмездного пользования от 01.01.2004 № 22 между Комитетом и ГИБДД ОВД по г. Котласу.

По данному договору в безвозмездное пользование передано нежилое помещение общей площадью 477,5 кв.м.

В результате реорганизации отдела внутренних дел в форме присоединения, вышеуказанные помещения в настоящее время занимает ОМВД России «Котласский», общей площадью 1343,9 кв.м. Помещения используются ОМВД РФ «Котласский» для обеспечения деятельности полиции.

Начав процедуру по передаче в федеральную собственность вышеуказанного имущества ОМВД РФ «Котласский» получило отказ от МО «Котлас».

Истец со ссылкой на часть 9 статьи 54 Закона о полиции и часть                   11 статьи 154  Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) обратился в арбитражный суд с иском о признании за ним права оперативного управления на нежилые помещения, находящиеся у них в безвозмездном пользовании. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований на том основании, что на момент рассмотрения спора распоряжение о передаче в федеральную собственность спорных нежилых помещений не принято, следовательно, право федеральной собственности на спорное имущество не возникло.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 54 Закона о полиции до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Таким образом, федеральный законодатель установил правовое обременение в отношении соответствующих объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ограничив возможность указанных публичных образований отказаться от договора ссуды и обязав передать указанное имущество в федеральную собственность.

Установление подобных ограничений произведено федеральным законом, возможность ограничения права собственности федеральным законом не противоречит Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи                                55 Конституции Российской Федерации).

До передачи имущества в федеральную собственность пользователи являются законными владельцами имущества в силу прямого указания федерального закона, находящимися в состоянии правоожидания до перехода титула собственника к Российской Федерации.

Частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999                   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом федеральным законодателем регламентирован порядок передачи имущества от одного публично-правового образования к другому в процессе разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти.

Согласно статье 154 Закона № 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее - Постановление                         № 374) основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.

Статья 154 названного Закона содержит прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.

Часть 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предполагает возможность безвозмездной передачи соответствующего имущества из муниципальной собственности и собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, а также регламентирует порядок такой передачи.

Основанием для передачи имущества субъекта Российской Федерации в федеральную собственность Российской Федерации является предложение о передаче имущества, направляемое органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением собрания депутатов МО «Котлас» от 18.09.2008 № 704 «Об утверждении Перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности                  МО «Котлас» в федеральную собственность» часть здания, общей площадью                 1336,4 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Володарского, д.119 было решено передать в федеральную собственность. Согласно решению Собрания депутатов МО «Котлас» от 23.12.2010 № 180-361-р в решение Собрания депутатов МО «Котлас» от 18.09.2008 № 704 было внесено изменение в части, касающейся наименования имущества и общей площади объекта передачи. Объект для передачи в федеральную собственность стал именоваться - здание по адресу: Архангельская область, г. Котлас,                              ул. Володарского, д. 119, общей площадью 1 343,9 кв.м.

Указанные решения Собрания депутатов МО «Котлас» по передаче спорного объекта недвижимости не исполнялись Агентством по управлению государственным имуществом территориального управления Росимущества в Архангельской области в течение 4-х лет.

Впоследствии решением Собрания депутатов МО «Котлас» от 17.05.2012 № 289-600-р решение Собрания депутатов МО «Котлас» от 23.12.2010                        № 180-361-р и решение от 18.09.2008 № 704 были признаны утратившими силу.

Администрацией МО «Котлас» было направлено письмо от 18.05.2012                   № 01-16/3117 в адрес Агентства по управлению государственным имуществом территориального управления Росимуществом в Архангельской области об отзыве направленных ранее документов по передаче здания по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул. Володарского, д. 119.

Территориальное управление Росимущества в Архангельской области документы по передаче указанного здания были возвращены администрации МО «Котлас» (письмо от 06.06.2012 вход. №01-10/3346).

Решение представительного органа МО «Котлас» об отмене решения о передаче здания в федеральную собственность было вызвано тем, что в результате осмотра помещений спорного здания был установлен факт неиспользования МО МВД РФ «Котласский» помещений второго корпуса первого этажа общей площадью 400,6 кв.м, помещений второго этажа общей площадью 378,47 кв.м. Действующего договора аренды, договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с МО МВД РФ «Котласский» нет.

Кроме того, у МО «Котлас» возникла необходимость использования спорного здания для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения - размещения муниципального архива. Ранее администрация МО «Котлас» арендовала помещения под размещение муниципального архива, срок действия договора аренды истек 04.06.2012. Пролонгировать арендные отношения с администрацией МО «Котлас» арендатор отказался. Свободных помещений, подходящих под размещение муниципального архива, у администрации МО «Котлас» не имеется.

С учетом сложившихся обстоятельств администрация МО «Котлас» на сегодняшний день не выражает своего волеизъявления на передачу муниципального нежилого встроенного помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Володарского, д. 119, в федеральную собственность.

Суд апелляционной инстанции считает, что МО МВД РФ «Котласский» является ненадлежащим истцом по иску о признании права оперативного управления на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения. МО МВД РФ «Котласский имеет организационно-правовую форму – учреждение, имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области. Право оперативного управления является вторичным вещным правом от права собственности.

Решения

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по делу n А05-7421/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также