Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А05-10281/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А05-10281/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.

В полном объеме постановление изготовлено 27 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,

при участии от налоговой инспекции Кузнецовой С.П. по доверенности от 12.04.2012, от общества Ильюшихина И.Н. по доверенности от 20.04.2012, Смирнова А.Е. по доверенности от 20.04.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября 2012 года по делу № А05-10281/2012 (судья Полуянова Н.М.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «НМНГ-МНА» (ОГРН 1088383000452; далее – общество, ООО «НМНГ-МНА») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН № 1048302305875; далее - налоговая инспекция, инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительными решения от 27.03.2012 № 459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 27.03.2012 № 60 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября  2012 года требования общества удовлетворены.

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Считает, что в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации  (далее – НК РФ) вычеты сумм НДС, относящихся к экспортным операциям, должны производиться только при представлении в налоговые органа соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, ООО «НМНГ-МНА» 20.10.2012 представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3-й квартал              2011 года, в которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 53 197 012 руб.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку данной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 03.02.2012                № 2063 и вынесены решения от 27.03.2012 № 459 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым признано необоснованным применение налоговых вычетов по НДС в сумме 15 734 251 руб., и от 27.03.2012 № 60 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 15 734 251 руб.

В порядке главы 19 НК РФ общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое решением от 21.06.2012 № 07-10/1/07606 отказало обществу в удовлетворении требований об отмене решений инспекции.

В связи с этим общество обжаловало названные решения в арбитражный суд.

Из оспариваемых решений следует, что основанием для их принятия послужил вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов в следующих суммах по нижеуказанным счетам-фактурам:

- в сумме 11 361 387 руб. 57 коп. по счету-фактуре общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») от 30.09.2011 № 16073, выставленному за услуги по добыче нефти по договору от 01.09.2008 № 08Y2804/МНА-10/2008;

- в сумме 278 826 руб. 84 коп. по счету-фактуре ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от 30.09.2011 № 16141, выставленному за услуги по добыче попутного газа по договору от 01.09.2008 № 08Y2804/МНА-10/2008;

- в сумме 3 476 921 руб. 75 коп. по счету-фактуре общества с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» (далее -                              ООО «Нарьянмарнефтегаз») от 30.09.2011 № 76/793/1, выставленному за возмещение расходов по приему, накоплению и отгрузке нефти по договору от 01.10.2008 № 996/2009;

- в сумме 617 123 руб. 64 коп. по счету-фактуре                                                ООО «Нарьянмарнефтегаз» от 30.09.2011 № 16658, выставленному за услуги по перекачке сырой нефти за сентябрь 2011 года, услуги по подготовке и сдаче нефти за сентябрь 2011 года по договору от 15.01.2009 № 60/2009.

Налоговая инспекция посчитала неправомерным предъявление заявителем к налоговому вычету НДС в размере 15 734 250 руб. 80 коп. по счетам-фактурам, выставленным за сентябрь 2011 года по услугам, непосредственно связанным с экспортными операциями (реализацией нефти на экспорт), поскольку операций по реализации нефти в таможенном режиме экспорта в сентябре 2011 года обществом заявлено не было, пакет документов по экспортным операциям, предусмотренный статьей 165 НК РФ, за сентябрь 2011 года им не представлен.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным выводом налогового органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 указанного Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В пункте 1 статьи 172 НК указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 этого же Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, условиями для получения вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.

В данном случае общество в подтверждение права на налоговые вычеты по НДС за 3-й квартал 2011 года по внутреннему рынку представило необходимый пакет документов, что не оспаривается налоговым органом.

При этом не имеет правового значения тот факт, осуществлялась или нет реализация нефти на внутреннем рынке в указанном квартале.

Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 названного Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке                   0 процентов.

На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 – 2.8, 3, 3.1., 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 этого же Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (пункт 10 статьи 165 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 названного Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 этого же Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Учетной политикой общества для целей налогообложения на 2011 год предусмотрено, что суммы НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставки 0 процентов, определяются «прямым» методом, который заключается в том, что по каждой партии отгруженных за текущий период на экспорт товаров определяется сумма «входного» НДС.

При невозможности применения «прямого» метода определения «входного» НДС применяется «расчётный» метод, основанный на применении коэффициента экспорта, рассчитываемого как отношение стоимости товаров, отгруженных на экспорт в текущем периоде (в рублях), к общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) в текущем периоде (в рублях).

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку реализации нефти на экспорт в проверяемом периоде не было, оснований для применения соответствующих положений учетной политики не имелось.

Также НК РФ не предусматривает восстановления сумм НДС в налоговых декларациях, в которых подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов. Статья 170 НК РФ на такие случаи не распространяется.

Кроме того, в данном случае заявитель восстановил НДС, заявленный к вычету в декларации за 3-й квартал 2011 года, в уточненной налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2011 года (то есть за тот период, когда нефть была отгружена на экспорт и когда заявителем был собран полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ). Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается.

Таким образом, потерь бюджета не допущено, двойное возмещение НДС отсутствует.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, налоговая инспекция неправомерно отказала в возмещении НДС по счету-фактуре                                  ООО «Нарьянмарнефтегаз» от 30.09.2011 № 76/793/1, поскольку материалами дела подтверждается, что предъявленные по указанному счету-фактуре к оплате суммы, в том числе НДС, относятся к реализации нефти на экспорт.

По этому счету-фактуре к возмещению предъявлены расходы по экспортной отгрузке, имевшей место в июле-августе 2011 года, то есть в 3-м квартале 2011 года. Обществом был представлен полный пакет документов, подтверждающих ставку 0% в 3-м квартале 2011 года. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.

Суд первой инстанции также правомерно посчитал, что заявление спорных налоговых вычетов в разделе 3 налоговой декларации (по внутреннему рынку), а не в разделе 4 налоговой декларации (по ставке 0%), не имеет правового значения. Сумма налога к уплате (возмещению) определяется в налоговой декларации общим итогом в разделе 1 налоговой декларации с учетом как вычетов по внутреннему рынку, так и вычетов по экспорту.

Следовательно, ошибочное заявление обществом налоговых вычетов не в том разделе налоговой декларации не влияет на правильность определения суммы налога к возмещению и не дает налоговому органу права отказать в возмещении налога в соответствующей сумме.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества. Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 октября                 2012 года по делу № А05-10281/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

В.И. Смирнов

Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А66-8420/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также