Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А66-6177/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А66-6177/2012

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                     Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,  

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области Федотова А.В. по доверенности от 12.05.2012 № 8,    

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области  на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 октября                 2012 года по делу  № А66-6177/2012 (судья Романова Е.В.),  

 

у с т а н о в и л :

 

           предприниматель Панин Анатолий Анатольевич (ОГРНИП 304691518000037; далее -  Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №  8  по Тверской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в отражении в лицевом счете налогоплательщика сведений о состоянии расчетов по налогам и сборам, выраженного в письме от 17.05.2012 № 09-59/04065 и обязании устранить допущенные нарушения, а именно: отразить в лицевом счете налогоплательщика следующие сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам:

 единый социальный налог (далее - ЕСН): налог - переплата в сумме 4668,98 руб., штраф – задолженность отсутствует, пени – задолженность отсутствует;

 налог на добавленную стоимость (далее - НДС): налог - переплата в сумме 2099,78 руб., штраф – переплата в сумме 3246 руб., пени – переплата в сумме 27 627,45 руб.;

 налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ): налог – задолженность в сумме 11 102,30 руб., штраф – переплата в сумме 2606 руб.,  пени – задолженность в сумме 2393, 28 руб.;

 единый налог на вменённый доход (далее - ЕНВД): налог – переплата в сумме 17 724 руб. (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи                  49 АПК РФ).

      Решением суда требования удовлетворены.

Инспекция в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что  вывод суда об установлении в рамках дела                                  № А66-9137/2010 правомерности вычета по НДС в сумме 121 683 руб. и неправомерности доначисления НДФЛ и ЕСН, а, следовательно, о необходимости внесения в лицевой счёт изменений, противоречат обстоятельствам и предмету спора по настоящему делу; решение суда по делу № А66-9137/2010 помимо выводов об удовлетворении  требований Предпринимателя не содержало указаний относительно действий,  которые дополнительно обязан совершить ответчик; указанное решение исполнено Инспекцией.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с нарушением норм материального права.

      Как видно из материалов дела, Предприниматель 17.04.2012 обратился в Инспекцию с заявлением об отражении в лицевом счете налогоплательщика следующих сведений о состоянии расчётов по налогам и сборам:

  ЕСН: налог - переплата в сумме 4668,98 руб., штраф – задолженность отсутствует, пени – задолженность отсутствует;

НДС: налог - переплата в сумме 2099,78 руб., штраф – задолженность отсутствует, пени – переплата в сумме 99 927,47 руб.;

НДФЛ: налог – задолженность в сумме 11 102,30 руб., штраф – задолженность отсутствует,  пени – задолженность отсутствует;

ЕНВД: налог – переплата в сумме 20 279 руб.

В обоснование заявления указано, что данные обстоятельства подтверждаются решением Арбитражного суда Тверской области от 11.04.2011 по делу № А66-9137/2010, пояснительной запиской Панина  А.А. от 02.04.2012, многочисленными налоговыми декларациями; сведения, содержащиеся в поступающих требованиях крайне противоречивы, установить основания и размеры обязательств из документов, представляемых Инспекцией,  невозможно; в заседаниях арбитражного суда представители налогового органа не могут объяснить основания возникновения сумм задолженности, указанных в требованиях; реакция Инспекции на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.04.2011, налоговые декларации, пояснительные записки  отсутствует; на основании  незаконных требований службой судебных приставов арестовано всё принадлежащее Панину А.А. имущество, необходимое для  осуществления предпринимательской деятельности; Предприниматель уже несколько лет не имеет возможности работать, а вынужден ждать окончания судебных разбирательств.

Инспекция, рассмотрев заявление  Предпринимателя, направила в его адрес письмо от 17.05.2012 № 09-59/04065,  в котором сообщила, что  сумма начислений в карточках расчётов с бюджетом приведена в соответствие с резолютивной частью решения Арбитражного суда Тверской области от 11.04.2011 по делу № А66-9137/2010, в связи с чем основания для внесения в карточки расчётов с бюджетом иных изменений в части начислений по результатам выездной налоговой проверки отсутствуют.

Предприниматель не согласился с отказом налогового органа внести изменения в карточки расчётов с бюджетом и обратился в арбитражный суд.

Суд удовлетворил требования. Решение суда мотивировано тем, что арбитражным судом в рамках дела № А66-9137/2010  установлена правомерность заявленного вычета по НДС в сумме 121 683 руб. и   неправомерность доначисления НДФЛ и ЕСН, заявителем представлены документы, подтверждающие уплату налогов, пеней и штрафов. Доказательства, на основании которых суд обязал налоговый орган  отразить в лицевом счёте налогоплательщика  конкретные суммы переплаты и задолженности по налогам  и расчёты этих сумм в решении не указаны. 

Кроме того, судом не учтено, что  наличие или отсутствие в лицевом счете налогоплательщика сведений о недоимке  само по себе не означает наличия либо возникновения обязанности по уплате такой недоимки, следовательно не ущемляет прав и законных интересов налогоплательщика.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Исходя из пунктов 1 и 8 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В материалах настоящего дела не имеется требований об уплате налога, и Предприниматель на конкретные требования Инспекции не ссылается. При этом следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате, подлежащего взысканию налога, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом налоговых деклараций и   платежей  налогоплательщика, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №  506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Таким образом, Федеральная налоговая служба не имеет полномочий по установлению оснований возникновения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно положениям пункта 9.8 указанного Постановления Федеральная налоговая служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Исходя из пункта 5.1.1 данного Постановления, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ утверждены  Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее – Единые требования),  которые  устанавливают порядок организации работ по формированию информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня. Пунктом 2 Единых требований установлено, что налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.

Карточки «РСБ» содержат сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне. Документы и носители, содержащие сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне, подлежат защите в установленном порядке (пункт 6 Единых требований).

Доступ к информационному ресурсу карточка «РСБ» в режиме просмотра предоставляется должностным лицам вышестоящего налогового органа, межрегиональных инспекций по федеральным округам в период осуществления проверок налоговых органов (пункт 7 Единых требований).

Таким образом, информационный ресурс карточка "Расчеты с бюджетом" предназначен для учета налоговыми органами правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов налогоплательщиками.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года № 16507/04, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Действия (бездействие) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в карточках «расчеты с бюджетом» налогоплательщика по конкретным налогам, могут быть оспорены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Данная правовая позиция отражена также в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 № ВАС-2444/10, от 16.07.2010 № ВАС-8881/10.

В связи с изложенным, приняв во внимание то, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения налогового органа незаконным арбитражный суд должен установить несоответствие данного решения установленным нормам законодательства и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным не имеется.

Довод Предпринимателя о том, что отражение на лицевом счете не соответствующих действительности сведений нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку на заявителя незаконно возложена обязанность по уплате необоснованно начисленных налогов, налоговым органом выставлены незаконные требования, а службой судебных приставов арестовано принадлежащее Панину А.А. имущество, не принимается апелляционной инстанцией.   

Как указано выше, сведения, отражённые в карточках «расчёты с бюджетом», сами по себе не являются основанием для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, а поэтому не нарушают его прав и законных интересов. В случае отражения данных сведений в требовании об уплате налога, решениях и постановлениях об обращении взыскания задолженности на денежные средства налогоплательщика в банке или на иное его  имущество  Предприниматель   вправе  обжаловать такие требование, решение, постановление в арбитражный суд.

В настоящем деле Предпринимателем оспаривается решение Инспекции  об отказе отразить в лицевом счёте сведения о состоянии расчётов по налогам,  а не требования об уплате налога или решения и постановления об обращении взыскания на денежные средства или имущество налогоплательщика.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Предпринимателя не имеется, решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 08 октября                          2012 года по делу  № А66-6177/2012 отменить.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области об отказе в отражении в лицевом счете налогоплательщика сведений о состоянии расчетов по налогам и сборам, выраженного в письме от 17.05.2012 № 09-59/04065 и обязании устранить допущенные нарушения, а именно: отразить в лицевом счете налогоплательщика сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам предпринимателю Панину Анатолию Анатольевичу отказать.

Председательствующий

            Т.В. Виноградова

Судьи

            О.Б. Ралько

            О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А05-8982/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также