Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А52-2966/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2012 года

     г. Вологда

  Дело № А52-2966/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                        Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                         Левинской А.С., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) на  решение Арбитражного суда Псковской области от                    17 сентября 2012 года по делу № А52-2966/2012 (судья Героева Н.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

открытое акционерное общество «Псковавиа» (ОГРН 1046000315460; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) (ОГРН 1086027002423; далее – Управление ПФР) от 08.06.2012 № 11-18/39 о привлечении  плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением суда требования удовлетворены.

Управление ПФР в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.  Ссылаясь на часть 1 статьи 7, статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2010  № 647-19, указывают на неправомерность позиции Общества  о том, что компенсация за основной неиспользованный отпуск и за нарушение срока выплаты заработной платы  не облагаются страховыми взносами. Ссылается также на  письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, согласно которому компенсация за задержку выплаты заработной платы облагается страховыми взносами. Указывает, что Общество не начислило соответствующие  страховые взносы в пользу летных экипажей, предусмотренные Федеральным законом от 27.11.2012 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном  обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»  в размере 14 процентов,  в сумме 13 283,03 руб.  В пояснениях к апелляционной жалобе Управление ПФР указывает, что Общество неправомерно  не включило в базу для начисления страховых взносов компенсацию за задержку заработной платы, в связи с чем выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, в том числе и на членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).    

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Управлением ПФР проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования  открытым акционерным обществом «Псковавиа» за период 01.01.2010 по 31.12.2011  и  достоверности представления сведений индивидуального учета застрахованных лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой принято решение от 08.06.2012 № 11-18/39 о взыскании неуплаченных страховых взносов в сумме 114 364,06 руб., пеней  - 4127,72 руб., также заявитель привлечен к ответственности,  предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009                      № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов – в сумме 22 872,88 руб.,  ему предложено внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующие индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1.

Основанием для доначисления страховых взносов в сумме       114 364,06 руб. явился вывод Управления ПФР о неправомерном невключении в базу для начисления  страховых взносов сумм выплаченной компенсации за неиспользованный  отпуск и за нарушение срока выплаты заработной платы.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период компенсационные выплаты  за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работника, и за несвоевременную выплату заработной платы не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов,  в связи с чем признал оспариваемое решение недействительным.

Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что спорные  компенсационные выплаты не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона                         № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В пункте 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ поименованы суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Из подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, обложению страховыми взносами не подлежат те виды компенсаций, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Из положений статей 114 и 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) следует, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Согласно статье 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами.

В силу положений статьи 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Под компенсацией согласно статье 164 ТК РФ понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно абзацу первому статьи 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из указанных норм следует, что компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск (свыше 28 календарных дней) предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается физическому лицу - работнику работодателем в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Таким образом,  с учетом нормы подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (свыше 28 календарных дней), как предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Довод Управления о том, что пункт 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, и в него не включена компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, что подтверждается также внесенными Законом                             № 339-ФЗ дополнениями в подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи Закона № 212-ФЗ, исключившими компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанный с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, не принимается судом апелляционной инстанции.

Компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренная статьей 126 ТК РФ, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому в 2010 году согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) не подлежит обложению страховыми взносами.

Дополнение в норму подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона                 № 212-ФЗ, исключившее из необлагаемых выплат компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, внесено Законом № 339-ФЗ и применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2011.

Поскольку произведенные Обществом выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов в 2010 году, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для начисления и предложения заявителю уплатить спорную сумму страховых взносов за                2010 год.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

При указанных обстоятельствах произведенные Обществом выплаты компенсаций за несвоевременную выплату заработной платы не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для начисления и предложения заявителю уплатить спорную сумму страховых взносов.

Ссылки Управления на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.03.2011 № 784-19 не принимаются, поскольку указанное письмо нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, не является, а отражает лишь позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по указанному вопросу. В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2010 № 647-19 не содержится разъяснений относительно спорных компенсационных выплат.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Псковской области от 17 сентября                   2012 года по делу № А52-2966/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное)  – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова    

Судьи 

 О.Б. Ралько

 О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А52-3126/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также