Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу n А52-2733/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А52-2733/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от предпринимателя Максимовой Ирины Викторовны ее представителя Матвеева А.В. по доверенности от 21.08.2010, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области Акбашевой Ж.А. по доверенности от 26.09.2012, Ремизовой Ю.А. по доверенности от 28.09.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи апелляционную жалобу предпринимателя Максимовой Ирины Викторовны на решение Арбитражного суда Псковской области от      08 октября 2012 года по делу № А52-2733/2011 (судья Циттель С.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

предприниматель Максимова Ирина Викторовна обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – налоговая инспекция, инспекция) о признании частично недействительным решения от 29.06.2011 № 14-06/187.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 19 мая 2010 года по делу № А52-2733/2011 требования предпринимателя удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) - 550 771 руб. налога, 70 398 руб. 03 коп. пеней и 101 801 руб. 02 коп. штрафа; по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 602 451 руб. налога, 54 591 руб.       83 коп. пеней и 120 490 руб. 20 коп. штрафа; по единому социальному налогу (далее - ЕСН) - 92 685 руб. налога, 8 495 руб. 35 коп. пеней и 18 537 руб. штрафа.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2012 года по делу № А52-2733/2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2012 года по делу № А52-2733/2011 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены по эпизоду доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафа, связанному с предоставлением уточненных налоговых деклараций. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области. В остальной части решение и постановление оставлены без изменения.

Согласно постановлению кассационной инстанции само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.

Как указано кассационной инстанцией, спорные налоговые вычеты по НДС за 2, 3 кварталы 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года не были заявлены предпринимателем в налоговых декларациях, уточненные налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды были представлены уже после окончания выездной налоговой проверки и принятия решения по ней.      С учетом изложенного у судов отсутствовали основания для вывода о недействительности принятого инспекцией решения по эпизоду доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафа, связанному с представлением уточненных налоговых деклараций.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции, направляя дело в указанной части на новое рассмотрение, указал на необходимость оценить доводы предпринимателя о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, при решении вопроса о размере штрафа за неуплату налога, подлежащего взысканию, а также проверить правильность расчета пеней за неуплату налога.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 08 октября          2012 года решение инспекции от 29.06.2011 № 14-06/187 признано недействительным в части привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС за 4 квартал 2008 года и 4 квартал 2009 года в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в сумме 91 801 руб. 02 коп. Предпринимателю отказано в удовлетворении его требований о признании недействительным решения инспекции в части предложения уплатить НДС в сумме 550 771 руб. и начисления пеней за несвоевременную уплату НДС в сумме 70 398 руб. 03 коп.

Предприниматель с судебным решением не согласился в части отказа в удовлетворении его требований о признании недействительным решения инспекции о предложении уплатить НДС в сумме 550 771 руб. и начислении пеней - 70 398 руб. 03 коп.,  и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на  неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей предпринимателя и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности удержания и исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и платежей, в том числе НДС за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, результаты которой отражены в акте проверки от 01.06.2011            № 14-06/022.

В налоговую инспекцию 20.06.2011 поступили от предпринимателя возражения к акту проверки от 01.06.2011 № 14-06/022.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, возражений налогоплательщика 29.06.2011 налоговой инспекцией принято решение № 14-06/187 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому предприниматель привлечен к налоговой ответственности, в том числе, предусмотренной  пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа за неполную уплату НДС за            4 квартал 2008 года и 4 квартал 2009 года в размере 112 944 руб. 58 коп., предпринимателю предложено уплатить НДС в сумме 581 006 руб. 53 коп. и начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 78 277 руб. 79 коп.

В ходе проверки правильности исчисления и уплаты НДС за проверяемый период налоговой инспекцией выявлено занижение налоговой базы за 1 квартал 2008 года на 13 758 руб., за 4 квартал 2008 года на                699 127 руб. 14 коп. (разница стоимости реализованных товаров в налоговом периоде по декларации и книги продаж, счетам-фактурам, товарным накладным), за 4 квартал 2009 года на сумму авансовых платежей полученных 02.11.2009, 27.11.2009, 04.12.2009, 17.12.2009, 22.12.2009, 25.12.2009, 31.12.2009 на расчетный счет предпринимателя – 567 758 руб. 18 коп., в результате неправильного определения стоимости реализованных товаров на сумму 1383 руб. 68 коп. Кроме того, в выше указанных налоговых периодах выявлено завышение налоговых вычетов за 1 квартал 2008 года на 18 760 руб. 13 коп., за 4 квартал 2008 года на 57 269 руб. 13 коп., за 4 квартал 2009 года на 295 040 руб. 89 коп., вследствие несоответствия НДС, отраженного в книгах покупок и счетах-фактурах, выставленных поставщиками налоговым вычетам, заявленным в декларациях.

Занижение налоговой базы повлекло неполную уплату НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 16 283 руб. 65 коп., за 4 квартал 2008 года в сумме 183 112 руб. 42 коп., за 4 квартал 2009 года в сумме 381 610 руб. 46 коп.

Предприниматель не согласился с решением инспекции, в том числе в оспариваемой части, и в установленные сроки подал в Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области (далее – управление) апелляционную жалобу. Одновременно предприниматель представил в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 2, 3 кварталы 2008 года, 1, 2 кварталы 2009 года. Управление решением от 11.08.2010 № 28-08/5786 обжалуемое решение инспекции оставило без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением в части, предприниматель обратился в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела, удовлетворяя  заявленные предпринимателем требования в части, правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или)  другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные      статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171      НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3        статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со    статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженного в постановлении Президиума от 26.04.2011 № 23/11, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдение установленных в главе 21 НК РФ условий.

Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.

По результатам рассмотрения настоящего дела судом установлено, что при проведении выездной налоговой проверки предпринимателя налоговой инспекцией установлена недоимка по НДС за 1, 4 кварталы 2008 года, 4 квартал 2009 года в общей сумме 581 006 руб. 53 коп., что предпринимателем не оспаривается.

При этом налоговый орган не оспаривает, что представленными предпринимателем в ходе выездной проверки первичными документами подтверждено право предпринимателя на применение вычетов по НДС во          2, 3 кварталах 2008 года, 1, 2 кварталах  2009 года в общей сумме 550 771 руб.

Вместе с тем, уточненные налоговые декларации по НДС за указанные налоговые периоды были представлены предпринимателем в инспекцию после окончания выездной проверки и принятия решения по ней, на стадии апелляционного обжалования решения по выездной налоговой проверке.

В данном случае на момент вынесения оспариваемого решения инспекции налогоплательщиком не были представлены в установленном законом порядке уточненные данные, которые налоговый орган обязан был учесть при определении действительной налоговой обязанности общества. Вместе с тем, обоснованность расчета налога, заявленного к уплате и к вычету в уточненных налоговых декларациях по НДС, представленных после завершения выездной налоговой проверки, может быть установлена налоговым органом только по результатам проведения камеральной проверки этих уточненных деклараций, срок проведения которой три месяца со дня представления декларации. После проверки представленных предпринимателем после выездной налоговой проверки уточненных деклараций должен быть определен размер его налоговой обязанности по уплате НДС, с учетом которой подлежит исполнению обжалуемое решение инспекции относительно суммы доначисленного налога.

С учетом изложенного суд первой  инстанции пришел к правомерному выводу о том, что налоговой инспекцией обоснованно при определении налоговых обязательств предпринимателя по результатам выездной проверки не учтено право последнего на налоговые вычеты в сумме 550 771 руб., в отсутствии заявленного вычета в налоговой декларации либо в представленной в период проведения выездной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

В соответствии со статьей 75 НК РФ за нарушение срока уплаты сумм налога налогоплательщик обязан уплатить сумму соответствующих пеней за каждый календарный день просрочки, определенную в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Согласно расчету пеней, представленному налоговой инспекции и проверенному судом первой инстанции, предпринимателю начислены пени за несвоевременную уплату доначисленного НДС в сумме 70 398 руб. 03 коп. с учетом имеющейся переплаты по НДС на лицевом

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу n А66-15276/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также