Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2012 по делу n А13-6437/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А13-6437/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Грязовецкий хлебокомбинат» Русаковой А.Н. по доверенности от 26.04.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области Бубякиной Н.Ю. по доверенности от 06.06.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 октября 2012 года по делу № А13-6437/2012 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

конкурсный управляющий открытого акционерного общества «Грязовецкий хлебокомбинат» (далее – ОАО «Грязовецкий хлебокомбинат», должник) Халвицкий Валерий Станиславович (далее – конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области (далее – ИФСН № 1, инспекция) о признании незаконными действий, связанных с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, выраженных в письме от 21.05.2012 (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 октября      2012 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Конкурсный управляющий отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей конкурсного управляющего и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря       2008 года по делу № А13-10393/2008 ОАО «Грязовецкий хлебокомбинат» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Беляев Александр Леонидович.

Соответствующие изменения ИФНС № 1 внесены в ЕГРЮЛ 16.12.2008 на основании решения суда.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 27 декабря 2011 года по делу № А13-10393/2008 конкурсным управляющим должника утвержден Халвицкий Валерий Станиславович.

Конкурсный управляющий обратился в инспекцию с запросом о получении выписки из ЕГРЮЛ с указание его в качестве конкурсного управляющего должника.

Инспекцией 21.05.2012 направлен ответ, в котором инспекция отказала в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ в отношении должника и указала на необходимость представления заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № Р14001.

Конкурсный управляющий, полагая, что действия инспекции, связанные с невнесением изменений в ЕГРЮЛ относительно нового конкурсного управляющего не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права как конкурсного управляющего и права должника и кредиторов, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Статьей 127 Закона о банкротстве предусмотрено, что при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 144 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном пунктом 1 статьи 127 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 статьи 28 и пункта 2 статьи 128 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.

С учетом изложенного следует, что с момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят полномочия руководителя должника и момент возникновения полномочий конкурсного управляющего связан не с внесением изменений в ЕГРЮЛ, а с моментом вступления судебного акта о его утверждении в законную силу.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон № 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В соответствии с главой 9 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, раздел 4 «Сведения о конкурсном управляющем» формы № Р15002 заполняется в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в соответствии со сведениями о конкурсном управляющем, содержащимися в указанном решении или определении арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.

Кроме того, из пунктов 4.1 и 4.2 методических рекомендаций для территориальных органов ФНС при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц, которые используются инспекцией на основании письма Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439@, следует, что на основании пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствия со статьей 65 указанного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

В соответствии со статьей 124 Закона № 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

При этом в соответствии с абзацем 14 статьи 2 Закона № 127-ФЗ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

На основании вышеизложенного принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица.

При поступлении решения об открытии конкурсного производства регистрирующий (налоговый) орган в пятидневный срок с момента его поступления осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. При этом присваивается ГРН, распечатывается свидетельство, которое вместе с соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ направляется конкурсному управляющему (пункт 4.1).

В случае если в решении арбитражного суда о признании должника банкротом арбитражным судом утверждается кандидатура конкурсного управляющего, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомлений по формам        № Р15002 и Р15001) вносит в ЕГРЮЛ две записи, а именно:

- запись о принятии решения о ликвидации юридического лица;

- запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Соответственно, на основании внесенных записей в ЕГРЮЛ конкурсному управляющему выдаются (направляются) два свидетельства по форме № Р50003 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц).

При банкротстве юридического лица в случае назначения конкурсного управляющего сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вносятся на основании определения суда, направленного в регистрирующий орган, или уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (форма № Р15002), представленного конкурсным управляющим (пункт 4.2).

С учетом вышеприведенных положений следует, что ни Закон № 129-ФЗ, ни подзаконные нормативные акты не предусматривают обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № Р14001.

Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий представлял с письмами от 03.04.2012 и от 15.05.2012 в инспекцию определение Арбитражного суда Вологодской области от 27 декабря 2011 года по делу       № А13-10393/2008, которым конкурсным управляющим должника утвержден Халвицкий В.С., что подтверждается соответствующими отметками входящей корреспонденции инспекции на указанных письмах и не оспаривается представителем инспекции.

Следовательно, в данном случае инспекции было представлено определение арбитражного суда об утверждении новой кандидатуры конкурсного управляющего ОАО «Грязовецкий хлебокомбинат» и у инспекции отсутствовали основания для не исполнения данного судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

В соответствии со статьей 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако после утверждения конкурсного управляющего и получения соответствующего судебного акта при предоставлении выписок из ЕГРЮЛ инспекцией фактически предоставляются недостоверные сведения о лице, уполномоченном действовать от имени должника, эти же сведения содержатся в ЕГРЮЛ, тем самым допущены нарушения принципов единства и сопоставимости сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. 

Кроме того, инспекцией сведения о первоначальном конкурсном управляющем Беляеве А.Л. в ЕГРЮЛ относительно должника внесены на основании определения суда о его утверждении в соответствии с вышеприведенными в настоящем постановлении методическими рекомендациями, то есть без заполнения заявления по форме № Р14001.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ИФНС № 1, связанные с невнесением изменений в ЕГРЮЛ, содержащих информацию о конкурном управляющем ОАО «Грязовецкий хлебокомбинат» Халвицком В.С., как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица не соответствуют требованиям Закона о банкротстве и Закона № 129-ФЗ и подлежат признанию незаконными.

С учетом изложенного заявленные конкурсным управляющим требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Следовательно, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 октября         2012 года по делу № А13-6437/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Т.В. Виноградова

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2012 по делу n А13-4081/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также