Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2012 по делу n А13-5695/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А13-5695/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.

В полном объёме постановление изготовлено 03 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Возрождение» Журкиной Е.В. по доверенности от 02.05.2012, от Департамента  лесного комплекса Вологодской области Зобниной Т.А. по доверенности от 16.02.2012 № 92,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сямжа-Лес-Пром» и Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 августа 2012 года по делу                  № А13-5695/2012 (судья Селиванова Ю.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Возрождение» (ОГРН 1103525000050, г. Вологда; далее - общество, ООО «Возрождение») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Сямженского районного отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – административный орган) от 12.04.2012 № 18/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решения начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, заместителя начальника управления организации государственного лесного контроля и надзора департамента от 10.05.2012.

Определениями Арбитражного суда Вологодской области от 08.06.2012 и от 02.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление) и общество с ограниченной ответственностью «Сямжа-Лес-Пром» (далее – ООО «Сямжа-Лес-Пром»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 августа               2012 года заявленное требование удовлетворено: оспариваемые постановление и решение признаны незаконными и отменены.

ООО «Сямжа-Лес-Пром» и административный орган с таким судебным актом не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, в удовлетворении требования общества отказать.

В обоснование своей жалобы ООО «Сямжа-Лес-Пром» ссылается на заключенный договор аренды земельного участка от 15.07.2009                                     № 02-0216/835-2009, которым спорные участки входят в состав лесного участка, предоставленного ему в аренду, а также  на отсутствие в материалах дела доказательств законности перевода земельных участков из категории земель лесного фонда.

Административный орган в обоснование жалобы указывает на то, что рассматриваемые участки относятся к землям лесного фонда  и входят в состав лесного участка площадью 1032210000 кв.м., право собственности на который, согласно свидетельству от 21.12.2007 серии 35-СК № 309656, зарегистрировано за Российской Федерацией. Административный орган также ссылается на недоказанность соблюдения процедуры перевода участков из категории земель лесного фонда.

Отзывы на апелляционные жалобы от лиц, участвующих в деле, не поступили.

ООО «Сямжа-Лес-Пром» и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и административного органа, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 05.03.2012 № 200 в отношении общества в период с 12.03.2012 по 13.03.2012 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 14.03.2012 и протокол об административном правонарушении от 29.03.2012 № 12.

В протоколе отражено, что общество с января 2012 года самовольно занимает лесные участки общей площадью 4,9 га (один участок площадью - 3 га, второй - 1,9 га) с целью добычи песков и песчано-гравийного материала в выделе 7 квартала 6 ПХ ВОМЗ Сямженского участкового лесничества без специальных разрешений Департамента лесного комплекса Вологодской области (отсутствует договор аренды лесного участка с целью заготовки полезных ископаемых).

По мнению административного органа, ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.

Начальник Сямженского районного отдела - государственного лесничества Департамента лесного хозяйства Вологодской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.03.2012 № 12 и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 12.04.2012 № 18/12, которым ООО «Возрождение» назначено административное наказание, предусмотренное статьей 7.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, заявитель направил жалобу в Департамент лесного хозяйства Вологодской области.

Решением начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, заместителя начальника управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного хозяйства от 10.05.2012 оспариваемое постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением и решением, общество обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, посчитав недоказанными событие и состав вмененного обществу правонарушения.

Апелляционная коллегия согласна с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного названной статьей, является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании части 1 статьи 72 этого же Кодекса по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Как видно из оспариваемого постановления административного органа от 12.04.2012 № 18/12 основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, послужил факт самовольное занятие им лесных участков площадью 3 и 1,9 га в выделе 7-м квартала 6-го ПХВОМЗ Сямженского участкового лесничества.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судьи, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть вторая названной статьи).

В данном случае административный орган в обоснование своего довода о том, что участки относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка площадью 1032210000 кв.м., право собственности на который, согласно свидетельству от 21.12.2007 серии 35-СК № 309656 зарегистрировано за Российской Федерацией, представил только материалы лесоустройства (выкопировку из таксационного описания, выкопировку из планшета Сямженского лесхоза кв. 6, справку с данными лесного реестра).

Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, сами по себе материалы лесоустройства не могут свидетельствовать о принадлежности участков к землям лесного фонда с учетом того, что лесоустроительные работы могут проводиться не только на землях лесного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В данном случае в материалы дела представлены документы о согласовании в 1995 году перевода лесного участка площадью 4,9 кв.м. для разработки карьера Гремячинский в квартале 6 Сямженского межколхозлесхоза (2 группа лесов), постановление главы Администрации Вологодской области от 26.07.1995 № 487 о переводе указанного участка из лесных земель в нелесные, кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами 35:13:0101052:12, 35:13:0101052:12, площадью 19 000 кв.м, 30 000 кв.м, в которых указано, что участки относятся к землям промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование данных земель - карьер Гремячинский, местоположение Вологодская область, Сямженский район.

Следовательно, доводы административного органа и ООО «Сямжа-Лес-Пром» об отсутствии доказательств надлежащего перевода земельного участка из одной категории в другую  являются необоснованными и не соответствующими представленными в материалы дела доказательствам.

Более того, в материалах дела имеется письмо Департамента лесного комплекса от 28.07.2008 № 04-04-40/1048 (л.д. 28), которым отнесение земельных участков общей площадью 4,9 га к категории земель  промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения признано произведенным в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Кроме того, административным органом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что спорные земельные участки входят в состав указанного лесного участка 1032210000 кв.м.

Материалами дела также подтверждается, что спорные участки используются обществом на законных основаниях, а именно: на основании договора переуступки права аренды № 1 от 01.04.2010, лицензии на право пользования недрами серии ВОЛ № 80200.

При этом довод ООО «Сямжа-Лес-Пром» о нахождении спорных участков у него на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 02-0216/835-2009 от 15.07.2009 и, как следствие, незаконном использовании данных участков ООО «Возрождение», судом апелляционной инстанции не принимается ввиду нижеследующего.

Из смысла статей 7, 8 и 24 ЛК РФ следует, что лесные участки могут предоставляться в пользование как из состава земель лесного фонда, так и из состава земель иных категорий. При этом статья 25 ЛК РФ допускает использование участков одновременно для нескольких целей.

Следовательно, одновременное использование земельных участков с кадастровыми номерами 35:13:0101052:12, 35:13:0101052:13 ООО «Сямжа-Лес-Пром» и ООО «Возрождение» не противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации.

В случае возникновения спора между ООО «Сямжа-Лес-Пром» и                  ООО «Возрождение» относительно использования указанных земельных участков данный спор подлежит разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемые постановление и решение административного органа.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмене решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 августа                    2012 года по делу № А13-5695/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сямжа-Лес-Пром» и Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2012 по делу n А05-7500/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также