Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А05-10440/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2012 года

г. Вологда

Дело № А05-10440/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,

при участии от открытого акционерного общества «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию»   Семеновой Е.В. по доверенности от 12.01.2012, от муниципального образования «Приморский муниципальный район» Буткевич С.Ю. по доверенности от 05.03.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2012 года по делу № А05-10440/2012 (судья Бекарова Е.И.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию» (ОГРН 1032900023276; город Архангельск, площадь Ленина, дом 4, офис 1401-1405; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» (город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30; далее – муниципальное образование) о признании незаконным решения заместителя главы местной администрации по экономике от 21.05.2012 № 01-21/30 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 29:16:080801:496 в поселке Уемский муниципального образования «Уемское» площадью 1201 кв. м и о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, при участии третьего лица – Сотниковой Киры Вячеславовны.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Муниципальное образование в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Сотникова К.В. отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Сотникова К.В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и муниципального образования, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23.11.2009 обществом с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования (далее – комитет) заключен договор аренды земельного участка площадью 2.5962 га, местоположение: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», поселок Уемский, с кадастровым номером 29:16:080801:484 для комплексного освоения в целях жилищного строительства в рамках реализации  долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009-2011 годы  (пункты 1.1, 1.8 договора).

Дополнительным соглашением от 04.08.2010 № 1 к договору аренды земельного участка от 23.11.2009 стороны внесли изменения в договор аренды, выразившиеся в изменении предмета договора в связи с делением предоставленного земельного участка на 17 участков, каждый из которых имеет вид разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства в рамках реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009 – 2011 годы».

В числе указанных участков находится земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:496 в поселке Уемский муниципального образования «Уемское» Приморского района площадью 1201 кв. м.

Общество обратилось к главе муниципального образования с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке с кадастровым номером 29:16:080801:496.

Администрация муниципального образования письмом от 21.05.2012 №01-21/30 отказала обществу в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован условиями и задачами долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области», в соответствии с которой участниками программы могут стать только физические лица.

Не согласившись с указанным отказом администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Постановлением Администрации Архангельской области от 17.03.2009   № 72-па/10 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2014 годы (далее – долгосрочная целевая программа).

В целях реализации названной программы комитетом 15.10.2009 в газете «У Белого моря» (выпуск № 40) размещено информационное сообщение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды сроком не менее 5 лет на земельный участок для комплексного освоения в целях жилищного строительства в рамках долгосрочной целевой программы (подготовка документации по планировке территории, с выполнением работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, с осуществлением жилищного и иного строительства).

В качестве существенного условия договора в информационном сообщении было указано на освоение земельного участка в рамках именно долгосрочной целевой программы.

По результатам открытого аукциона между обществом и муниципальным образованием в лице комитета 23.11.2009 заключен договор аренды земельного участка площадью 2.5962 га, местоположение: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», поселок Уемский, с кадастровым номером 29:16:080801:484 для комплексного освоения в целях жилищного строительства в рамках реализации долгосрочной целевой программы.

В соответствии со статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Цели комплексного освоения земельного участка определены долгосрочной целевой программой, в разделе IV которой установлен механизм её реализации, включающий в себя разграничение полномочий и ответственности между всеми участниками программы: заказчиками, заказчиком-координатором, исполнителями.

Функции заявителя как арендатора земельного участка в рамках осуществления долгосрочной целевой программы сводятся к подготовке документации по планировке территории с выполнением подрядных работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

В части индивидуального жилищного строительства освоение земельного участка согласно долгосрочной целевой программе может быть осуществлено только гражданами, которые включены в число участников долгосрочной целевой программы и которые соответствуют критериям, указанным в Постановлении администрации Архангельской области «Об утверждении критериев отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области на 2009-2014 годы» и включенные в списки, согласованные кредитным оператором.

Индивидуальное жилищное строительство предполагает форму обеспечения граждан жильем путем строительства жилых домов на праве личной собственности при непосредственном участии за их счет. Указанное означает, что включенные в число участников долгосрочной целевой программы граждане имеют возможность выбора – либо строить на отведенном и освоенном заявителем земельном участке жилой дом своими силами и за свой счет, либо заключить договор на строительство с третьим лицом – подрядной организацией.

Программа не предусматривает возможность строительства индивидуального жилого дома силами и за счет заявителя с целью его последующей реализации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 10 долгосрочной целевой программы участник программы должен отвечать следующим критериям: дееспособность, достижение 18-летнего возраста; проживание на территории определенного муниципального района Архангельской области не менее 5 лет; стаж работы по последнему месту работы не менее 1 года.

Кроме того, участниками долгосрочной целевой программы могут быть молодые специалисты (дееспособные граждане, достигшие 18-летнего возраста, не достигшие 31-летнего возраста), имеющие общий стаж работы менее 5 лет.

Программой установлен перечень документов, подлежащих представлению для рассмотрения в комиссию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, которая рассматривает документы, утверждает списки претендентов на участие в долгосрочной целевой программе.

При этом общество по условиям договора аренды, как арендатор земельных участков, заключает с утвержденным участником долгосрочной целевой программы договор субаренды земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:484.

Вместе с тем, по мнению общества, из условий договора аренды земельного участка от 23.11.2009 не следует, что оно обязано заключить соответствующий договор субаренды земельного участка с участником долгосрочной целевой программы.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения муниципального образования.

В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, существенное значение имеет тот факт, что указанный договор аренды земельного участка был заключен с обществом по результатам проведенного аукциона по исполнение целей и задач долгосрочной целевой программы.

Кроме того, пунктами 1.1 и 1.8 договора аренды земельного участка от 23.11.2009 определена цель освоения земельного участка. При этом общество не определено указанным документом в качестве самостоятельного субъекта осуществления индивидуального жилищного строительства, следовательно, оно не может построить на указанном земельном участке индивидуальный жилой дом своими силами и средствами с целью его дальнейшей реализации с использованием системы ипотечного жилищного кредитования, поскольку это повлечет нарушение прав и законных интересов участников долгосрочной целевой программы.

В рассматриваемом случае 12.10.2011 Сотникова К.В. обратилась к муниципальному образованию с заявлением о включении в список участников долгосрочной целевой программы, приложив соответствующие документы.

Решением комиссии от 22.11.2011 № 31 Сотникова К.В. включена в список участников долгосрочной целевой программы.

Администрация муниципального образования письмом от 07.02.2012     № 01-22/28а сообщила обществу об исключении из списка участников долгосрочной целевой программы Лаврентьевой Н.Н. (предыдущий участник программы) на основании ее личного заявления и решения комиссии от 22.11.2011 № 31, в связи с чем указала о необходимости расторгнуть соответствующий договор субаренды земельного участка с указанным лицом. Вместе с тем, указала на необходимость заключения соответствующего договора субаренды земельного участка с участником программы    Сотниковой К.В.

Сотникова К.В. обратилась к обществу с заявлением от 25.04.2012            № 01-441 о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:496.

Общество письмом от 26.04.2012 № 01-654 отказало участнику долгосрочной целевой программы Сотниковой К.В. в заключении договора субаренды земельного участка, сославшись на то, что само общество планирует построить на указанном земельном участке индивидуальный жилой дом своими силами и средствами с целью его дальнейшей реализации с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.

Далее 19.04.2012 общество обратилось в администрацию муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 29:16:080801:496 в поселке Уемский муниципального образования «Уемское» площадью 1201 кв. м.

Администрация муниципального образования письмом от 21.05.2012      № 01-21/30 отказала обществу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, указав, что условиями и задачами долгосрочной целевой программы является улучшение жилищных условий граждан, и участниками программы могут стать только физические лица.

Апелляционная инстанция считает правомерным отказ муниципального образования в выдаче обществу разрешения на строительства индивидуального жилого дома, поскольку по условиям программы целевые кредиты выдаются конкретным участникам программы на строительство индивидуальных жилых домов, к которым общество в соответствии с условиями программы не относится. Долгосрочная целевая программа содержит льготные условия именно для граждан – участников указанной программы. Вместе с тем, реализация гражданам готовых жилых домов, как планирует заявитель, не подразумевает льготного порядка кредитования и ежегодной компенсации процентов согласно пункту 34 программы, в соответствии с которым проценты за пользование целевыми кредитами, уплачиваемые

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А05-6950/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также