Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А05-5534/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 сентября 2008 года г. Вологда Дело № А05-5534/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Писаревой О.Г. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Предприятие железнодорожного транспорта» Чанцева Д.А. по доверенности от 25.09.2007, от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Федорик М.М. по доверенности от 15.05.2007, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2008 по делу № А05-5534/2008 (судья Куницына Л.Л.), у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Предприятие железнодорожного транспорта» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») 417 204 руб. 34 коп, излишне уплаченных по счету-фактуре от 30.06.2007 № 0050012200000060/0000062956 за пользование вагонами. Решением суда от 01.08.2008 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 9844 руб. 10 коп. возмещения расходов по уплате государственной пошлины. ОАО «РЖД» с решением не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствии выводов суда обстоятельств дела и неправильное толкование закона, подлежащего применению, просит его отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему: положения Тарифного руководства № 3 не могут применяться к отношениям, регулируемым Тарифным руководством № 2, поскольку они не являются сходными; суд неправильно толкует норму статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав); согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 28.03.2006 № 26, и Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р (далее – Инструкция), учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления, при этом при взимании платы за пользование вагонами во втором разделе ведомости подачи и уборки вагонов, составленной на основании памятки приемосдатчика, указывается значение вагонооборота без учета собственных и арендованных вагонов. По мнению подателя жалобы, арендованные и собственные вагоны, за которые не взимается плата, не дают оснований для снижения размера платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, и поэтому не должны включаться в состав вагонооборота при определении базовой ставки указанной платы. Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, между Обществом (владелец) и ОАО «РЖД» (перевозчик) заключен договор от 17.06.2005 № 6-71 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Предприятие железнодорожного транспорта» по станции Низовка Северной железной дороги. Согласно условиям данного договора перевозчик принял на себя обязательства подавать владельцу на его подъездной путь вагоны, а истец - вносить плату за пользование вагонами и контейнерами с лицевого счета, открытого в ТехПД Котлас Северной железной дороги, по ставкам платы за пользование вагонами и контейнерами, указанными в таблице № 7 Тарифного руководства № 2, утверждённого постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, ввиду того, что суточный вагонооборот на пути необщего пользования составляет от 101 до 150 вагонов. Претензионным письмом начальника станции Низовка Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 02.05.2007 № 62 истцу предложено уплатить ОАО «РЖД» недобор платы за пользование вагонами за период с июля 2006 года по март 2007 года с учетом применения ставки платы за пользование вагонами и контейнерами, указанными в таблице № 6 Тарифного руководства № 2. Данный недобор образовался из-за того, что в указанный период на пути необщего пользования не учтено уменьшение вагонооборота вагонов парка ОАО «РЖД» в связи с передачей парка фитинговых платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров в собственность открытого акционерного общества «Трансконтейнер», в связи с чем среднесуточный оборот уменьшился до 50-100 вагонов. Истец удовлетворил претензионные требования ответчика, перечислив 27 и 28 июня 2007 года ответчику 417 204 руб. 34 коп. недобора за пользование вагонами за период с июля 2006 года по март 2007 года. Считая, что при расчете платы за пользование вагонами в спорном периоде ответчиком неверно применена базовая ставка, в результате чего выполненный платеж является ошибочным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру. Апелляционная инстанция считает данный вывод соответствующим материалам дела. Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Спор между сторонами возник о том, включаются ли в среднесуточный вагонооборот собственные вагоны владельца подъездного пути, поскольку от этого зависит ставка платы за пользование вагонами. Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО «РЖД» необоснованно исключило из суточного вагонооборота при определении базовой ставки для расчета платы за пользование вагонами железнодорожного транспорта арендованные и собственные вагоны Общества, что привело к начислению повышенной платы за пользование вагонами. При этом суд сослался на то, что согласно Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 (с последующими изменениями), для расчета платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта определяются оплачиваемое время пользования и базовая ставка. Базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами дифференцируются в зависимости от групп вагонов, контейнеров, размеров суточного вагонооборота, контейнерооборота, интервалов времени пользования вагонами, контейнерами (пункт 2). Поскольку определение понятия «суточный вагонооборот» в Тарифном руководстве № 2 отсутствует, суд обоснованно исходил из Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 (с последующими изменениями), в которых указано, что группа железнодорожного подъездного пути определяется в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по таблице № 8 или таблице № 9 настоящего Тарифного руководства. В среднесуточное число поданных и убранных вагонов включаются как вагоны рабочего парка железных дорог Российской Федерации, так и принадлежащие железнодорожным администрациям государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенные к перевозке по российским железным дорогам, а также вагоны, принадлежащие юридическим или физическим лицам, поданные и убранные в груженом и порожнем состоянии. Среднесуточное число таких вагонов определяется с точностью до 0,1 вагона. Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов по каждому грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного подъездного пути определяется по памяткам приемосдатчика как сумма поданных и убранных вагонов за годовой, полугодовой или квартальный (устанавливаемый в договоре) период, деленная на количество дней в этом периоде (пункт 2.7.5). Суд указал на то, что статья 62 Устава и Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусматривают предоставление неоплачиваемого времени на работу с вагонами без разграничения на собственные, арендованные и федерального железнодорожного транспорта. В соответствии с § 9 и 12 договора общий технологический срок оборота вагонов и среднесуточное количество подаваемых и убираемых вагонов определены без разграничения их принадлежности. Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о необходимости включения в суточный вагонооборот собственных и арендованных вагонов при расчете платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта. Таким образом, требование ОАО «РЖД» о внесении платы за пользование вагонами в размере 417 204 руб. 34 коп. является необоснованным, а уплаченная Обществом сумма подлежит возврату. Доводы подателя жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений либо неправильного применения норм материального права при применении Тарифных руководств № 2 и 3 к спорным правоотношениям судом не допущено, ссылка на пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации произведена обоснованно. Тарифные руководства № 2 и 3 регулируют отношения, связанные с оборотом вагонов в процессе организации железнодорожных перевозок, при этом размер платы поставлен в зависимость от среднесуточного вагонооборота. В связи с этим данные отношения являются сходными. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о применения в данном случае понятия вагонооборота, данного в Тарифном руководстве № 3. Довод подателя жалобы о том, что судом не применен пункт 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 28.03.2006 № 26 (далее – Правила), и Инструкция, согласно которым учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления, при этом при взимании платы за пользование вагонами во втором разделе ведомости подачи и уборки вагонов, составленной на основании памятки приемосдатчика, указывается значение вагонооборота без учета собственных и арендованных вагонов, не принимается во внимание, поскольку не относятся к существу спора. В соответствии с пунктом 1.1 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования. Согласно пункту 4.5 вышеназванных Правил учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности. Из вышеизложенного следует, что ни Правила, ни Инструкция не устанавливают понятия суточного вагонооборота. Приведенная в качестве возражения на исковые требования Инструкция определяет лишь порядок заполнения форм коммерческой отчетности и не регулирует вопросы вагонооборота. Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось. Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины относятся на ее подателя, при этом излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2008 года по делу № А05-5534/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения. Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета 171 руб. 39 коп. излишне уплаченной по платежному поручению от 22.04.2008 № 541731 государственной пошлины. Председательствующий А.Я. Зайцева Судьи О.Г. Писарева А.В. Романова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А05-2034/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|