Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А13-5882/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 ноября 2012 года

г. Вологда

Дело № А13-5882/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,

         при участии от открытого акционерного общества «ФосАгро-Череповец» Гильгенберга А.А. по доверенности от 01.07.2012, Калинининой В.В. по доверенности от 01.07.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 сентября 2012 года по делу № А13-5882/2012 (судья Попова С.В.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Аммофос» (ОГРН 1023501240421, далее – ОАО «Аммофос») обратилось в Арбитражный суд Вологодской  области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра) о возложении обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 8 272 943 кв.м, с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация основной промышленной площадки, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, в размере 4 207 000 000 руб. и направить в установленном законом порядке сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в орган кадастрового учета - ФБУ «Кадастровая палата» по Вологодской области. 

Определением суда от 26 июля 2012 года произведена замена истца - ОАО «Аммофос» на правопреемника - открытое акционерное общество «ФосАгро-Череповец» (ОГРН 1123528007172, далее – ОАО                                «ФосАгро-Череповец»). 

Определением суда от 26 июля 2012 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы

государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата»).

Истец в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования, просил установить  рыночную стоимость земельного участка общей площадью                            8 272 943 кв.м, с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация основной промышленной площадки, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, в размере 4 207 000 000 руб.; обязать ответчиков установить кадастровую стоимость названного земельного участка общей площадью 8 272 943 кв.м с кадастровым № 35:21:0101001:0006, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация основной промышленной площадки, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, равной  его  рыночной  стоимости -                 4 207 000 000 руб. и внести сведения о рыночной стоимости земельного участка в размере 4 207 000 000 руб. в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 сентября              2012 года исковые требования в отношении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказано.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить в части удовлетворения  требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата».

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. У органа кадастрового учета в соответствии с Законом о кадастре возникает прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа власти;

- определить кадастровую стоимость земельного участка возможно было только в результате проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила);

- арбитражными судами необоснованно принимаются решения об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, если такая кадастровая стоимость была определена до внесения изменений в законодательство, устанавливающих принцип равенства кадастровой и рыночной стоимостей;

- ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенные полномочиями органа кадастрового учета и территориальные управления Росреестра по данной категории дел являются ненадлежащими ответчиками.

ОАО «ФосАгро-Череповец» в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании возражали относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Управление Росреестра и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Управление Росреестра отзыв на жалобу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -               АПК РФ).

Заслушав представителей истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, из категории земель –земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация основной  промышленной площадки, расположенного по адресу: Вологодская область,  город Череповец.

Право собственности зарегистрировано в установленном законом  порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и  сделок с ним 18.05.2011 (свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК № 919649). 

Постановлением правительства Вологодской области от 30 декабря             2009 года № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой  оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:0006 установлена в размере 20 073 055 248 руб. 05 коп. 

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24.01.2012 № 010/2011, выполненному оценщиком Родиной И.Ю., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, определенная по состоянию на 17.11.2011, составляет 4 207 000 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.

Суд первой инстанции исковые требования в отношении                             ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» удовлетворил в полном объеме. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказал.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316. Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008            № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

В соответствии с пунктом 2.1.17. Методических указаний от 12.08.2006    № 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Судом первой инстанции установлено и ОАО «ФосАгро-Череповец» не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:00 определена в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»    (далее – Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Однако на спорные правоотношения эти нормы распространяться не могут и ОАО «ФосАгро-Череповец» воспользоваться механизмом Закона                № 167-ФЗ не может.

В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А05-7782/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также