Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А44-1104/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 сентября 2008 года г. Вологда Дело № А44-1104/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2008 года по делу № А44-1104/2008 (судья Куропова Л.А.),
у с т а н о в и л:
предприниматель Врублевская Елена Александровна обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее – инспекция, МИФНС России № 9), выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты единого налога на вмененный доход в сумме 16 915 рублей, при участии третьего лица – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области (далее – ГУ – УПФ РФ в Новгородской области). Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.2008 требования предпринимателя удовлетворены. МИФНС России № 9 с решением суда не согласилась и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у инспекции полномочий на проведение зачета (возврата) ошибочно уплаченные страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии (далее – страховые взносы) в счет уплаты единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД), поскольку в действующем законодательстве для этого отсутствуют правовые основания; кроме того, с 01.01.2008 зачет производится только между налогами одного вида. Предприниматель и ГУ – УПФ РФ в Новгородской области отзывы на апелляционную жалобу не представили. Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как видно из материалов дела, предприниматель при перечислении ЕНВД за 2007 год и первый квартал 2008 года в сумме 16 915 рублей в платежных поручениях от 10.09.2007 № 26659 на сумму 2600 рублей, от 23.01.2008 № 54475 на сумму 5000 рублей, от 15.02.2008 № 49075 на сумму 9315 рублей ошибочно вместо КБК 18210502000020000110 (ЕНВД) указал КБК 18210202020060000160 (страховые взносы). Врублевская Е.А. 05.03.2008 обратилась в МИФНС России № 9 с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы на свой лицевой счет № 4230781004300210182348. Решением от 13.03.2008 № 5968 инспекция отказала в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных предпринимателем сумм страховых взносов в счет уплаты им ЕНДВ, ссылаясь на отсутствие полномочий, поскольку в действующем законодательстве для этого отсутствуют правовые основания. Данные доводы являются неправомерными, обязанность по зачету страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов возложена на налоговые органы. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены. Статьей 25 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее – Порядок учета поступлений). В соответствии с пунктом 18 Порядка учета поступлений возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику. Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий. Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации») администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. В соответствии с приложением № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 № ММ-3-1/74@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – приказ ФНС России № ММ-3-1/74@) МИФНС России № 9 является территориальным органом Федеральной налоговой службы. В приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-1/74@ приведен перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы Федеральной налоговой службы, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, действия по зачету (возврату) излишне перечисленных денежных средств должен произвести налоговый орган, осуществляющий контроль за поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В свою очередь оспариваемые действия МИФНС России № 9 по отказу в зачете страховых взносов в ЕНВД являются законными ввиду следующих обстоятельств. Из материалов дела следует, что в 2007 году предпринимателем ошибочно уплачены страховые взносы в сумме 2600 рублей, в 2008 году в сумме 14 315 рублей. В статье 2 Закона № 167-ФЗ указано, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом № 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Пунктом 1 статьи 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 01.01.2008 суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК РФ, который согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ вступил в силу с 01.01.2008, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Из анализа приведенных норм следует, что если переплата по налогу образовалась до 01.01.2008, то зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, после 01.01.2008 – зачет производится по соответствующим видам налогов и сборов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» и приложении № 2 к нему страховые взносы подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов». Согласно статьям 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в бюджеты муниципальных районов и городских округов (доходы местных бюджетов) подлежат зачислению налоговые доходы ЕНВД - по нормативу 90 процентов. Статьей 147 БК РФ предусмотрено зачисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации налоговых доходов ЕНВД - по нормативу 5 процентов; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента. Таким образом, у инспекции отсутствовали правовые и фактические основания для зачета ошибочно уплаченных в 2007 году страховых взносов в счет уплаты ЕНВД в сумме 2600 рублей, поскольку указанные суммы обязательных платежей подлежат зачислению в различные бюджеты. Согласно статье 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами. Следовательно, страховые взносы являются индивидуально возмездными платежами и не отвечают закрепленному в статье 8 НК РФ понятию налога. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 НК РФ ЕНВД является федеральным налогом. Поэтому с 01.01.2008 переплату по этому налогу можно зачесть только в счет переплаты по ЕНВД или другим федеральным налогам. Таким образом, МИФНС России № 9 правомерно отказала предпринимателю Врублевской Е.А. в проведении зачета ошибочно уплаченных в 2008 году страховых взносов в счет уплаты ЕНВД в сумме 14 315 рублей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции необоснованно признал незаконными действия инспекции, выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы в счет уплаты ЕНВД в сумме 16 915 рублей. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.2008 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Поскольку апелляционная жалоба инспекции удовлетворена, а при обращении в суд с апелляционной жалобой ей предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с предпринимателя подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в сумме 1000 рублей. Руководствуясь статьями 102, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2008 года по делу № А44-1104/2008 отменить. В удовлетворении требований предпринимателя Врублевской Елены Александровны о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области, выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты единого налога на вмененный доход в сумме 16 915 рублей, отказать. Взыскать с предпринимателя Врублевской Елены Александровны в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. Председательствующий О.Ю. Пестерева Судьи И.Н. Бочкарева Т.В. Виноградова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А52-751/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|