Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А44-1104/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2008 года

г. Вологда

Дело № А44-1104/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной  И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда  Новгородской  области  от  19 мая  2008 года по делу № А44-1104/2008 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

предприниматель Врублевская Елена Александровна обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 9  по  Новгородской области (далее – инспекция, МИФНС России № 9), выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты единого налога на вмененный доход в сумме    16 915 рублей, при участии третьего лица – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области (далее – ГУ – УПФ РФ в Новгородской области).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.2008 требования предпринимателя удовлетворены.

МИФНС России № 9 с решением суда не согласилась и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у инспекции полномочий на проведение зачета (возврата) ошибочно уплаченные страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии (далее – страховые взносы)  в  счет  уплаты  единого  налога  на  вмененный  доход (далее – ЕНВД), поскольку в действующем законодательстве для этого отсутствуют правовые основания; кроме того, с 01.01.2008 зачет производится только между налогами одного вида.

Предприниматель и ГУ – УПФ РФ в Новгородской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как видно из материалов дела, предприниматель при перечислении  ЕНВД за 2007 год и первый квартал 2008 года в сумме 16 915 рублей в платежных поручениях от 10.09.2007 № 26659 на сумму 2600 рублей, от 23.01.2008 № 54475 на сумму 5000 рублей, от 15.02.2008 № 49075 на сумму 9315 рублей ошибочно вместо КБК 18210502000020000110 (ЕНВД) указал КБК 18210202020060000160 (страховые взносы).

Врублевская Е.А. 05.03.2008 обратилась в МИФНС России № 9 с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы на свой лицевой счет № 4230781004300210182348.

Решением от 13.03.2008 № 5968 инспекция отказала в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных предпринимателем сумм страховых взносов в счет уплаты им ЕНДВ, ссылаясь на отсутствие полномочий, поскольку в действующем законодательстве для этого отсутствуют правовые основания.

Данные доводы являются неправомерными, обязанность по зачету страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов возложена на налоговые органы.

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Статьей 25 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее – Порядок учета поступлений).

В соответствии с пунктом 18 Порядка учета поступлений возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно  перечню  администраторов  поступлений  в  бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации») администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с приложением № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 № ММ-3-1/74@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной  системы  Российской  Федерации»   (далее – приказ ФНС России № ММ-3-1/74@) МИФНС России № 9 является территориальным органом Федеральной налоговой службы.

В приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-1/74@ приведен перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы Федеральной налоговой службы, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, действия по зачету (возврату) излишне перечисленных денежных средств должен произвести налоговый орган, осуществляющий контроль за поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В свою очередь оспариваемые действия МИФНС России № 9 по отказу в зачете страховых взносов в ЕНВД являются законными ввиду следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что в 2007 году предпринимателем ошибочно уплачены страховые взносы в сумме 2600 рублей, в 2008 году в сумме 14 315 рублей.

В статье 2 Закона № 167-ФЗ указано, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Поскольку Законом № 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 1 статьи 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006              № 137-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 01.01.2008 суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК РФ, который согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006            № 137-ФЗ вступил в силу с 01.01.2008, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Из анализа приведенных норм следует, что если переплата по налогу образовалась до 01.01.2008, то зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, после 01.01.2008 – зачет производится по соответствующим видам налогов и сборов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» и приложении № 2 к нему страховые взносы подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 21.07.2007     № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов».

Согласно статьям 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в бюджеты муниципальных районов и городских округов (доходы местных бюджетов) подлежат зачислению налоговые доходы ЕНВД - по нормативу 90 процентов.

Статьей 147 БК РФ предусмотрено зачисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации налоговых доходов ЕНВД - по нормативу 5 процентов; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента.

Таким образом, у инспекции отсутствовали правовые и фактические основания для зачета ошибочно уплаченных в 2007 году страховых взносов в счет уплаты ЕНВД в сумме 2600 рублей, поскольку указанные суммы обязательных платежей подлежат зачислению в различные бюджеты.

Согласно статье 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами.

Следовательно, страховые взносы являются индивидуально возмездными платежами и не отвечают закрепленному в статье 8 НК РФ понятию налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 НК РФ ЕНВД является федеральным налогом.

Поэтому с 01.01.2008 переплату по этому налогу можно зачесть только в счет переплаты по ЕНВД или другим федеральным налогам.

Таким образом, МИФНС России № 9 правомерно отказала предпринимателю Врублевской Е.А. в проведении зачета ошибочно уплаченных в 2008 году страховых взносов в счет уплаты ЕНВД в сумме 14 315 рублей.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции необоснованно признал незаконными действия инспекции, выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы в счет уплаты ЕНВД в сумме 16 915 рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.2008 подлежит отмене в  связи с неправильным применением норм материального права.

Поскольку апелляционная жалоба инспекции удовлетворена, а при обращении в суд с апелляционной жалобой ей предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с предпринимателя подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 102, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2008 года по делу № А44-1104/2008 отменить.

В удовлетворении требований предпринимателя Врублевской Елены Александровны о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области, выразившихся в отказе зачесть ошибочно уплаченные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты единого налога на вмененный доход в сумме 16 915 рублей, отказать.

Взыскать с предпринимателя Врублевской Елены Александровны в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий

О.Ю. Пестерева

Судьи

И.Н. Бочкарева

Т.В. Виноградова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А52-751/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также