Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 по делу n А13-2499/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 ноября 2012 года г. Вологда Дело № А13-2499/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года. В полном объёме постановление изготовлено 16 ноября 2012 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» Грибова Д.А. по доверенности от 26.09.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 августа 2012 года по делу № А13-2499/2012 (судья Парфенюк А.В.),
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» (ОГРН 1063525109130; далее – Общество, ООО «ДКМ-35») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – Территориальное управление) о признании незаконным отказа по реализации исключительного права заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700, выраженного в письме от 24.11.2011 № 7947 и о возложении обязанности на ответчика принять решение по заявлению от 24.11.2001 о предоставлении земельного участка, предназначенного для эксплуатации и обслуживания здания заводоуправления общей площадью 762 кв. м с кадастровым номером 35:24:0102005:700, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова, д.26. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация города Вологды. Решением суда в удовлетворении требований отказано. ООО «ДКМ-35» в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что образование спорного земельного участка и постановка на кадастровый учет проведены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также указывают, что Обществом Территориальному управлению представлен полный пакет документов, соответствующий требованиям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». По смыслу положений пунктов 7, 8 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязанность предоставить участок собственнику объекта недвижимости не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия согласия публичного собственника земельного участка на его раздел и включает в себя обязанность управления принять решение о разделе земельного участка. Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, ООО «ДКМ-35» принадлежит на праве собственности двухэтажное кирпичное здание заводоуправления площадью 713,5 кв. м, назначение - канцелярское, литер - А, этажность - 2, расположенное по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Клубова, дом 26, условный номер объекта 35:24:013497А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2007 серии 35 СК № 356543 Общество 24.11.2011 обратилось к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700, предназначенного для эксплуатации вышеуказанного здания заводоуправления. Письмом от 24.11.2011 № 7947В Территориальное управление возвратило заявителю представленный ООО «ДКМ-35» пакет документов для предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 для доработки, указав со ссылкой на положения пункта 1 статьи 3.1, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), подпункты «б», «ж» пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, что здание заводоуправления расположено на находящемся в собственности Российской Федерации земельном участке с кадастровым номером 35:24:0102005:605; распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона № 137-ФЗ осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, однако право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0102005:700 не зарегистрировано, и данный земельный участок имеет временный статус. В данном письме также разъяснено, что принятие Территориальным управлением решения об образовании земельных участков возможно только по поручению Росимущества. В связи с чем Обществу со ссылкой на письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.12.2009 № ПП-10/30960 «О разъяснении законодательства», от 17.06.2010 № ГШ-10/16812 «О земельных участках» предложено для получения такого поручения представить документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:605 в указанных границах и площадях в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, в частности: документы, подтверждающие расположение (отсутствие) объектов недвижимости на образованных земельных участках (актуальные выписки из ЕГРП, кадастровые паспорта, акты проверки фактического использования земельных участков, заключения Росреестра либо БТИ о наличии либо отсутствии объектов недвижимости на конкретном земельном участке); предложения по использованию образованных земельных участков (цель раздела); информацию об отсутствии (наличии) правообладателей в отношении земельного участка, подлежащего разделу. Общество, считая отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 Территориального управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Вологодской области. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка. На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем. В том случае, если земельный участок, занятый объектом недвижимости, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, его формирование производится по правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ. При формировании земельного участка местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, уполномоченный орган вправе принять решение о приватизации земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ в том случае, если заявителю принадлежат все объекты недвижимости на этом участке, данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном порядке, его площадь определена по правилам статьи 33 того же Кодекса. Как видно из материалов дела, объект недвижимости, принадлежащий Обществу, расположен на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0102005:605, находящемся в собственности Российской Федерации. Требования заявителя предъявлены в защиту права Общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 общей площадью 762,5 кв.м, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:605. Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 1 статьи 11.3 этого же Кодекса установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства), предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, из которого сформирован земельный участок под объектом недвижимости Общества, уполномоченные государственные органы не принимали решения о разделе. Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0102005:700 не поставлен на кадастровый учет в установленном порядке. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости о данном земельном участке, носят временный характер. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 мая 2007 года № 6623/05, заключение договора купли-продажи на часть объекта недвижимости при наличии зарегистрированного права собственности на весь объект противоречит статьям 12, 13 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если право собственности продавца отдельно на эту часть не зарегистрировано. Кроме того, заявителем не представлено обоснование размера истребованного земельного участка по правилам пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, доказательства определения границ с учетом фактического землепользования. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Территориального управления не было законных оснований для принятия решения о продаже Обществу испрашиваемого участка. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 августа 2012 года по делу № А13-2499/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» – без удовлетворения. Председательствующий Т.В. Виноградова Судьи О.Б. Ралько О.А. Тарасова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 по делу n А13-8261/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|