Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 по делу n А13-2499/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 ноября 2012 года

     г. Вологда

  Дело № А13-2499/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.

В полном объёме постановление изготовлено 16 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей  Ралько О.Б. и             Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» Грибова Д.А. по доверенности от 26.09.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» на решение Арбитражного суда Вологодской области от  08 августа 2012 года по делу                       № А13-2499/2012 (судья  Парфенюк А.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» (ОГРН 1063525109130; далее – Общество, ООО «ДКМ-35»)  обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением,  уточненным в ходе судебного разбирательства, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – Территориальное управление) о признании незаконным отказа по реализации исключительного права заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700, выраженного в письме от 24.11.2011 № 7947 и о возложении обязанности на ответчика принять решение по заявлению от 24.11.2001 о предоставлении земельного участка, предназначенного для эксплуатации и обслуживания здания заводоуправления общей площадью 762 кв. м с кадастровым номером 35:24:0102005:700, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Клубова, д.26.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация города Вологды.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

ООО «ДКМ-35» в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что образование спорного земельного участка и постановка на кадастровый учет проведены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также указывают, что Обществом Территориальному управлению представлен полный пакет документов, соответствующий требованиям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». По смыслу положений пунктов 7, 8 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязанность предоставить участок собственнику объекта недвижимости не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия согласия публичного собственника земельного участка на его раздел и включает в себя обязанность управления принять решение о разделе земельного участка.       

Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, ООО «ДКМ-35» принадлежит  на праве собственности двухэтажное кирпичное здание заводоуправления площадью 713,5 кв. м, назначение - канцелярское, литер - А, этажность - 2, расположенное по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Клубова, дом 26, условный номер объекта 35:24:013497А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2007 серии 35 СК № 356543

Общество 24.11.2011 обратилось к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700, предназначенного для эксплуатации вышеуказанного здания заводоуправления.

Письмом  от 24.11.2011 № 7947В Территориальное управление возвратило заявителю представленный ООО «ДКМ-35» пакет документов для предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 для доработки, указав со ссылкой на положения пункта 1 статьи 3.1, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), подпункты «б», «ж» пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, что здание заводоуправления расположено на находящемся в собственности Российской Федерации земельном участке с кадастровым номером 35:24:0102005:605; распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона № 137-ФЗ  осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, однако право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0102005:700 не зарегистрировано, и данный земельный участок имеет временный статус. В данном письме также разъяснено, что принятие Территориальным управлением решения об образовании земельных участков возможно только по поручению Росимущества. В связи с чем Обществу со ссылкой на письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.12.2009 № ПП-10/30960 «О разъяснении законодательства», от 17.06.2010 № ГШ-10/16812 «О земельных участках» предложено для получения такого поручения представить документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:605 в указанных границах и площадях в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, в частности: документы, подтверждающие расположение (отсутствие) объектов недвижимости на образованных земельных участках (актуальные выписки из ЕГРП, кадастровые паспорта, акты проверки фактического использования земельных участков, заключения Росреестра либо БТИ о наличии либо отсутствии объектов недвижимости на конкретном земельном участке); предложения по использованию образованных земельных участков (цель раздела); информацию об отсутствии (наличии) правообладателей в отношении земельного участка, подлежащего разделу.

Общество, считая отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 Территориального управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Вологодской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

В том случае, если земельный участок, занятый объектом недвижимости, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, его формирование производится по правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ. При формировании земельного участка местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, уполномоченный орган вправе принять решение о приватизации земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ в том случае, если заявителю принадлежат все объекты недвижимости на этом участке, данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном порядке, его площадь определена по правилам статьи 33 того же Кодекса.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости, принадлежащий Обществу, расположен на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0102005:605, находящемся в собственности Российской Федерации.

Требования заявителя предъявлены в защиту права Общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:700 общей площадью 762,5 кв.м, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0102005:605.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки  образуются при  разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.3 этого же Кодекса установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства), предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В рассматриваемом  случае в отношении земельного участка, из которого сформирован земельный участок под объектом недвижимости Общества, уполномоченные государственные органы не принимали решения о разделе. Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0102005:700 не поставлен на кадастровый учет в установленном порядке. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости о данном земельном участке, носят временный характер.

Согласно  правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 мая 2007 года        № 6623/05, заключение договора купли-продажи на часть объекта недвижимости при наличии зарегистрированного права собственности на весь объект противоречит статьям 12, 13 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если право собственности продавца отдельно на эту часть не зарегистрировано.

Кроме того, заявителем не представлено обоснование размера истребованного земельного участка по  правилам пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, доказательства определения границ с учетом фактического землепользования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Территориального управления не было законных оснований для принятия решения о продаже Обществу испрашиваемого участка.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в  деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от  08 августа                     2012 года по делу  № А13-2499/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДКМ-35» – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова   

Судьи

 О.Б. Ралько

 О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 по делу n А13-8261/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также