Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2012 по делу n А05-5668/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 ноября 2012 года                           г. Вологда              Дело № А05-5668/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей  Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                       Воробьёвой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2012 года по делу              № А05-5668/2012 (судья Пигурнова Н.И.),

у с т а н о в и л :

 

индивидуальный предприниматель Пиликина Нина Ивановна (ОГРНИП 304290808900055; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в предписании от 14.12.2011 № 05-06/104629 «Об устранении нарушения налогового законодательства», которым на Предпринимателя возложена обязанность в пятидневный срок с момента его получения представить налоговую отчётность по земельному налогу за 2008, 2009, 2010 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: 29:08:072601:4, 29:08:072601:1, 29:08:072601:2, 29:08:072601:3, 29:08:072101:7, 29:08:072701:1, 29:08:073701:4, 29:08:073701:5.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

         Решением суда требования удовлетворены.

Инспекция в апелляционной жалобе  просит  решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.  Указывает, что права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически значимыми и при отсутствии государственной регистрации; глава крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; следовательно, Предприниматель является правообладателем земельных участков, предоставленных крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Искра»; Инспекция не располагает сведениями об основаниях внесения в государственные реестры недвижимости записей о земельных участках и их правообладателях;  факт использования земельных участков  в хозяйственной деятельности  подтвержден письмом  администрации муниципального образования «Пермогорское» и Предпринимателем не оспаривается.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу,  апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с нарушением норм материального права.

Как видно из материалов дела, Инспекция на основании сведений, полученных от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о наличии в собственности Предпринимателя земельных участков с кадастровыми номерами 29:08:072601:4, 29:08:072601:1, 29:08:072601:2, 29:08:072601:3, 29:08:072101:7, 29:08:072701:1, 29:08:073701:4, 29:08:073701:5 выдала  заявителю предписание от 14.12.2011 № 05-06/104629 об устранении нарушения налогового законодательства, которым предложено в пятидневный срок со дня получения данного уведомления представить налоговые декларации по земельному налогу за 2008, 2009, 2010 годы.

Предприниматель не согласилась с указанным предписанием и обратилась в арбитражный суд. В обоснование своей заявитель указала, что земельные участки предоставлялись не предпринимателю Пиликиной Н.И., а крестьянскому фермерскому хозяйству «Искра», право собственности Предпринимателя на земельные участки не зарегистрировано; земельные участки не сформированы, поскольку не произведено их межевание, что указывает на отсутствие объекта налогообложения.

Суд первой инстанции  удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие доказательств того, что права на земельные участки зарегистрированы в реестре за предпринимателем Пиликиной Н.И. Также суд  отметил, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Апелляционный суд считает такую позицию ошибочной.

  В соответствии с частью 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское)  хозяйство «Искра» организовано в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Красноборский район» от 13.06.2000 № 1/22;  главой крестьянского хозяйства утверждена Пиликина Нина Ивановна. В Единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей 29.03.2004 внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого - Пиликина Нина Ивановна зарегистрирована  в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004.

В силу пункта 1 статьи  65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)  использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

         Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

         Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 23.06.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», указано, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997                           № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

В пункте 4 указанного постановления Пленума ВАС РФ указано, что,  как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

         Согласно правовой позиции, сформулированной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2007 № 8464/07,  факт отсутствия государственной регистрации права собственности в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на своевременное оформление недвижимого имущества в свою собственность, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения спорного имущества в порядке, установленном налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете.

         Из изложенного следует, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок не является безусловным основанием для освобождения лица, которому земельный участок предоставлен актом компетентного органа государственной власти или местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, от уплаты земельного налога.

         В данном случае спорные земельные участки предоставлены крестьянскому хозяйству «Искра», главой которого является предприниматель Пиликина Н.И., постановлением администрации муниципального образования «Красноборский район» от 05.02.2001                        № 1/6 «О предоставлении земельных участков под объектами недвижимости» (том 1 лист 56).

         В Государственный кадастр недвижимости сведения о данных участках также внесены на основании данного постановления.

 Постановление не отменено и не признано недействительным. По сообщению администрации муниципального образования «Пермогорское» (письмо от 04.05.2012 № 05-09/121934), на предоставленных земельных участках ведется хозяйственная деятельность.

         Факт использования спорных земельных участков в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Предприниматель, заявителем не оспаривается.

Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки.

         В силу статьи  11.1.  ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.

Статья 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если вышеуказанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.

Приведенная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.08.2011 № ВАС-7638/11.

В материалах дела имеются решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11.01.2012 об отказе в выдаче кадастровых паспортов на спорные земельные участки, в которых указано на отсутствие кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельных участков как основание к отказу в выдаче кадастровых паспортов.

Однако указанные нормы Федерального закона № 221-ФЗ не содержат положений о том, что в связи с отсутствием таких сведений участок считается несформированным. Таким образом, решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта не могут  подтверждать довод Предпринимателя о несформированности участков как объектов налогообложения.  Приведенная правовая позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 26.09.2011 по делу № А21-8681/2010.

При указанных обстоятельствах Инспекция правомерно выдала Предпринимателю предписание с предложением представить налоговые декларации за 2008, 2009 и 2010 годы. Оснований для признания его недействительным не имеется, следовательно, требования заявителя удовлетворению не подлежат. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями   269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля                   2012 года по делу № А05-5668/2012 отменить в части признания недействительным предписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.12.2011 № 05-06/104629, обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу индивидуального предпринимателя Пиликиной Нины Ивановны 200 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

В удовлетворении требований о признании незаконными действий  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившихся в предписании от 14.12.2011 № 05-06/104629 «Об устранении нарушения налогового законодательства»,  отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

            Т.В. Виноградова

Судьи

            О.Б. Ралько

                                                                                                       О.А. Тарасова 

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2012 по делу n А44-3588/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также